Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП внеурочной деятельности Легкая атлетика 4кл.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Сокольская средняя школа
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
к основной образовательной программе
начального общего образования
МКОУ Сокольской СШ,
утвержденной приказом
от 31.08.2023 №574
с изменениями от 29.08.2024 №582
с изменениями от 28.08.2025 №504

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Легкая атлетика»
4 класс

п.Сокольское, 2025

1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности для 4 класса
«Легкая атлетика» ООП НОО разработана в соответствии с требованиями:
1. Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
к результатам освоения основной программы начального общего образования (Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»),
3.Федеральной образовательной программы начального общего образования (Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован
Минюстом России 12.07.2023 № 74229).
Программно-методическое обеспечение программы:
Авторы программы:
Зеличенок В.Б., кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный тренер СССР и России,
заведующий кафедрой теории и методики легкой атлетики имени Н.Г. Озолина ФГБОУ ВО
«Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма
(ГЦОЛИФК)»;
Черкашин В.П., доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики легкой
атлетики имени Н.Г. Озолина ФГБОУ ВО «Российский государственный университет
физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК);
Киселева Е.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО
«Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма
(ГЦОЛИФК)».
Структура рабочей программы
учебного курса внеурочной деятельности
«Легкая атлетика» для 4-ого класса включает разделы:
1. Пояснительная записка
2. Содержание учебного курса внеурочной деятельности
3. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
4. Тематическое планирование (с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы учебного курса внеурочной деятельности и возможность
использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов).
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Одним из наиболее доступных средств увеличения потенциала здоровья обучающихся и
увеличения их двигательной активности являются занятия легкой атлетикой, которые, кроме
укрепляющих детский организм, закаливающих и профилактических функций, дают
возможность развивать все физические (двигательные) качества: быстроту, выносливость,
силу, гибкость, координацию, с учетом сенситивных периодов развития детей и подростков.
Занятия лёгкой атлетикой являются общедоступными благодаря разнообразию видов,
огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься
практически повсеместно и в любое время года.

Легкую атлетику по праву называют «королевой спорта» - по количеству разыгрываемых
комплектов медалей, представительству стран-участниц всех континентов и числу зрителей,
наблюдающих за соревнованиями на стотысячных стадионах, она не имеет себе равных. На
Олимпийских играх в Токио-2020 было разыграно 48 комплектов медалей -больше, чем в
любом другом виде спорта. Телевизионная аудитория легкоатлетических соревнований в
программе олимпийских игр составляет 50 % от общего числа телезрителей.
Занятия легкой атлетикой имеют большое оздоровительное, воспитательное и прикладное
значение, так как владение основами техники бега, прыжков и метаний является жизненно
необходимыми навыками каждого человека. Кроме того, основы легкоатлетических дисциплин
играют важную роль в общефизической подготовке спортсменов практически во всех видах
спорта.
Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности
Цель - обучение основам легкоатлетических дисциплин (бега, прыжков и метаний) как
базовому жизненно необходимому навыку, формирование у обучающихся общечеловеческой
культуры и социального самоопределения, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению
собственного здоровья, ведению здорового и безопасного образа жизни через занятия
физической культурой и спортом с использованием средств легкой атлетики.
Задачи:
- всестороннее гармоничное развитие детей и подростков, увеличение объёма их двигательной
активности;
- укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, развитие
основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма,
обеспечение культуры безопасного поведения средствами легкой атлетики;
- формирование технических навыков бега, прыжков и метаний и умения применять их в
различных условиях;
- формирование общих представлений о различных видах легкой атлетики, их возможностях и
значении в процессе укрепления здоровья, физическом развитии и физической подготовке
обучающихся;
- обучение основам техники бега, прыжков и метаний, безопасномуповедению на занятиях на
стадионе (спортивной площадке), в легкоатлетическом манеже, в спортивном зале, при
проведении соревнований по кроссу и различным эстафетам; отдыхе на природе, в
критических ситуациях;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта средствами различных
видов легкой атлетики с общеразвивающей и корригирующей направленностью;
- воспитание общей культуры развития личности обучающегося средствами легкой атлетики, в
том числе, для самореализации и самоопределения;
- развитие положительной мотивации и устойчивого учебно- познавательного интереса к
предмету «Физическая культура»; удовлетворение индивидуальных потребностей,
обучающихся в занятиях физической культурой и спортом средствами различных видов легкой
атлетики;
- популяризация легкой атлетики в общеобразовательных организациях, привлечение
обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям различными
видами легкой атлетики в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
- выявление, развитие и поддержка одаренных детей в области спорта.

Преимущество Модуля состоит в том, что используемые в образовательной деятельности
технологии бега, прыжков и метаний решают комплекс основных задач физического
воспитания на всех уровнях общего образования:
- создают оптимальные условия развития личности, обеспечивают гибкость и вариативность
содержания образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями
и потребностям обучающихся;
- являются действенным средством укрепления здоровья детей и подростков в
общеобразовательной организации;
- формируют навыки собственной культуры поведения при проведении тренировочных занятий
и во время соревнований на стадионе (спортивной площадке), легкоатлетическом манеже
(спортивном зале), при проведении соревнований по кроссу и эстафетному бегу, при занятиях
физической культурой и спортом в целом;
- обеспечивают развитие всех физических качеств и функциональных систем организма;
- расширяют принцип возможности интеграции уроков физической культуры с формами
дополнительного физкультурного образования на основе занятий различными видами легкой
атлетики;
- являются действенным средством подготовки обучающихся к выполнению нормативов
испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО).
В содержании Модуля специфика бега, прыжков и метаний сочетается практически со всеми
базовыми видами спорта, входящими в учебный предмет «Физическая культура» в
общеобразовательной организации (гимнастика, спортивные игры, плавание и т.д.),
предполагая доступность освоения учебного материала всеми возрастными категориями
обучающихся, независимо от уровня их физического развития и гендерных различий.
Многообразие форм движений, в том числе и сложно-координационных, способствует
воспитанию основных физических качеств - быстроты, ловкости, гибкости, что является
благоприятным для детей младшего и среднего школьного возраста, с учетом сенситивных
периодов развития двигательных качеств.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Продолжительность реализации программы-1 год освоения
Общее количество часов по программе: 34 часов
Количество занятий в неделю: 1 час
На изучение курса внеурочной деятельности в авторской программе отведено 36 часов. В
данную программу внесены изменения, на изучение курса отводится 34 часа, за счет
объединения одинаковых тем из Раздела 3 «Физическое совершенствование».
1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел 1. Знания о легкой атлетике
История возникновения и развития легкой атлетики как вида спорта. История развития легкой
атлетики как вида спорта в мире, в Российской Федерации, в регионе. Достижения
отечественных легкоатлетов на мировых первенствах и Олимпийских играх. Главные
организации/федерации (международные, российские), осуществляющие управление легкой
атлетикой.
Характеристика видов легкой атлетики (бег, прыжки, метания, спортивная ходьба). Различные
виды бега (дистанции), прыжков и метаний. Основные правила проведения соревнований по
легкой атлетике. Судейская коллегия, обслуживающая соревнования (функции). Основные

требования к стадиону, легкоатлетическому манежу, трассе для кросса и пробегов. Словарь
терминов и определений по легкой атлетике.
Занятия легкой атлетикой как средство укрепления здоровья, повышения функциональных
возможностей основных систем организма и
закаливания. Сведения о физических качествах, необходимых в различных видах легкой
атлетики. Основные средства и методы обучения технике способов бега, прыжков и метаний.
Игры и развлечения в процессе занятий легкой атлетикой.
Влияние занятий легкой атлетикой на формирование положительных качеств личности
человека.
Правила поведения и техники безопасности при занятиях различными видами легкой атлетики
на стадионе, в легкоатлетическом манеже (в спортивном зале), на трассе для кросса.
Режим дня при занятиях легкой атлетикой. Личная гигиена во время занятий легкой атлетикой.
Форма одежды/легкоатлетическая экипировка (спортивный костюм, спортивные трусы и
майка, кроссовки, полотенце), сопутствующий инвентарь и оборудование для занятий
различными видами легкой атлетики.
Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности
Самоконтроль во время занятий различными видами легкой атлетики. Первые внешние
признаки утомления. Средства восстановления организма после физической нагрузки.
Режим дня юного легкоатлета. Правила личной гигиены, требования к спортивной одежде и
обуви для занятий различными видами легкой атлетики. Правильное сбалансированное
питание при занятии различными видами легкой атлетики. Характерные травмы во время
занятий бегом, прыжками и метаниями и мероприятия по их предупреждению.
Выбор и подготовка места для занятий различными видами легкой атлетики. Выбор одежды и
обуви для занятий бегом, прыжками и метаниями. Правила использования спортивного
инвентаря и оборудования для занятий различными видами легкой атлетики. Организация и
проведение подвижных игр с элементами бега, прыжков и метаний во время активного отдыха
и каникул.
Судейство простейших спортивных соревнований по легкой атлетике в качестве судьи или
помощника судьи.
Подбор и составление комплексов упражнений, включающих общеразвивающие, специальные
и имитационные упражнения в беге, прыжках и метаниях. Самостоятельное освоение
двигательных действий в различных видах легкой атлетики. Оценка техники осваиваемых
упражнений и движений по эталонному образцу, внутренним ощущениям; способы выявления
и исправления технических ошибок. Тестирование уровня физической подготовленности в
беге, прыжках и метаниях.
Раздел 3. Физическое совершенствование
Комплексы упражнений на развитие основных физических качеств (выносливости, силы,
гибкости, ловкости и скоростных способностей), в соответствии с сенситивными периодами
развития детей в этом возрасте и рекомендуемой последовательностью развития физических
двигательных качеств (в младшем школьном возрасте акцентируется внимание на развитии
быстроты, гибкости и ловкости).
Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на стадионе и в
легкоатлетическом манеже (спортивном зале). Упражнения с использованием вспомогательных
средств (барьеров и конусов различной высоты, и т.п.). Перенос технических навыков
выполнения упражнений в целостное легкоатлетическое упражнение (бег на короткой
дистанции с ускорением, прыжок в длину с короткого разбега, метание мяча и т.д.)
Бег со старта из различных положений, бег со сменой темпа и направлений бега, многоскоки
(прыжки с ноги на ногу).
Пробегание учебных дистанций с низкого и высокого старта, с хода, в группах и в парах с
фиксацией результата. Участие в соревновательной деятельности в различных комбинациях

видов легкой атлетики, соблюдая принципы разносторонней подготовки (использование
элементов бега, прыжков и метаний).
Игры, игровые задания и развлечения с использованием элементов легкоатлетических
упражнений в беге, прыжках и метаниях (с элементами соревнования; не имеющие сюжета;
игры сюжетного характера; командные игры). Соревнования проводятся в основном по
нестандартным многоборьям, например, 3-4 вида («станции»), которые имеют четкую
направленность – спринтерско-барьерную, прыжковую или метательскую. Требования к
физической подготовке детей не должны быть завышенными; каждому обучающемуся следует
пройти каждую «станцию» и обязательно принести очки команде - никто не должен получить
нулевую оценку. Обучающимся и командам должно даваться две попытки на прохождение
каждой «станции», в зачет принимается лучший результат.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты
формируются за счёт освоения Модуля и направлены на готовность, способность и стремление
обучающихся в учебной и воспитательной деятельности с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и
нормами поведения, процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формированию
внутренней позиции личности средствами различных видов легкой атлетики.
1) патриотического воспитания:
ценностное отношение к отечественному спортивному, культурному, историческому и
научному наследию, понимание значения физической культуры
в жизни современного общества, способность владеть достоверной информацией
о спортивных достижениях сборных команд по видам спорта на международной спортивной
арене, основных мировых и отечественных тенденциях развития физической культуры для
блага человека, заинтересованность в научных знаниях о человеке;
2) гражданского воспитания:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений
в коллективе, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных,
познавательных задач, освоение и выполнение физических упражнений, создание учебных
проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности, готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков, оказание
посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий,
доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их
устранения;
3) ценности научного познания:
знание истории развития представлений о физическом развитии и воспитании человека в
российской культурно-педагогической традиции;
познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по физической культуре,
необходимых для формирования здоровья и здоровых привычек, физического развития и
физического совершенствования;
познавательная и информационная культура, в том числе навыки самостоятельной работы с
учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами
информационных технологий;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к
самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и
уровня обучения в дальнейшем;
4) формирование культуры здоровья:

осознание ценности своего здоровья для себя, общества, государства, ответственное отношение
к регулярным занятиям физической культурой, в том числе освоению гимнастических
упражнений и плавания как важных жизнеобеспечивающих умений, установка на здоровый
образ жизни, необходимость соблюдения правил безопасности при занятиях физической
культурой и спортом;
5) экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе, внимательное отношение к человеку, его
потребностям в жизнеобеспечивающих двигательных действиях, ответственное отношение к
собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил
безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
экологическое мышление, умение руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и
социальной практике.
Метапредметные результаты
В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия, работа с информацией:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в физической культуре (в пределах
изученного), применять изученную терминологию в своих устных и письменных
высказываниях;
выявлять признаки положительного влияния занятий физической культурой на работу
организма, сохранение его здоровья и эмоционального благополучия;
моделировать правила безопасного поведения при освоении физических упражнений,
плавании;
устанавливать связь между физическими упражнениями и их влиянием на развитие физических
качеств;
классифицировать виды физических упражнений в соответствии с определённым
классификационным признаком: по признаку исторически сложившихся систем физического
воспитания,
по
преимущественной целевой
направленности
их использования,
преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека;
приводить примеры и осуществлять демонстрацию гимнастических упражнений, навыков
плавания, ходьбы на лыжах (при условии наличия снежного покрова), упражнений начальной
подготовки по виду спорта (по выбору), туристических физических упражнений;
самостоятельно (или в совместной деятельности) составлять комбинацию упражнений для
утренней гимнастики с индивидуальным дозированием физических упражнений;
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, в том числе
для целей эффективного развития физических качеств и способностей в соответствии с
сенситивными периодами развития, способности конструктивно находить решение и
действовать даже в ситуациях неуспеха;
овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами, использовать знания и
умения в области культуры движения, эстетического восприятия в учебной деятельности иных
учебных предметов;
использовать
информацию,
полученную
посредством
наблюдений,
просмотра
видеоматериалов, иллюстраций, для эффективного физического развития, в том числе с
использованием гимнастических, игровых, спортивных, туристических физических
упражнений;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных
и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать

объективность информации и возможности её использования для решения конкретных
учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и
дополнения, формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать,
выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
описывать влияние физической культуры на здоровье и эмоциональное благополучие человека;
строить гипотезы о возможных отрицательных последствиях нарушения правил при
выполнении физических движений, в играх и игровых заданиях, спортивных эстафетах;
организовывать (при содействии взрослого или самостоятельно) игры, спортивные эстафеты,
выполнение физических упражнений в коллективе, включая обсуждение цели общей
деятельности,
распределение
ролей,
выполнение
функциональных
обязанностей,
осуществление действий для достижения результата;
проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме комментировать и
оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания, оказывать при
необходимости помощь;
продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач
выполнения физических упражнений, игровых заданий и игр на уроках, во внеурочной и
внешкольной физкультурной деятельности;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
оценивать влияние занятий физической подготовкой на состояние своего организма (снятие
утомляемости, улучшение настроения, уменьшение частоты простудных заболеваний);
контролировать состояние организма на уроках физической культуры и в самостоятельной
повседневной физической деятельности по показателям частоты пульса и самочувствия;
предусматривать возникновение возможных ситуаций, опасных для здоровья и жизни;
проявлять волевую саморегуляцию при планировании и выполнении намеченных планов
организации своей жизнедеятельности, проявлять стремление к успешной образовательной, в
том числе физкультурно-спортивной, деятельности, анализировать свои ошибки;
осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты
планируемые предметные результаты на уровне начального общего образования понимание
роли и значении занятий легкой атлетикой для укрепления здоровья, закаливания и развития
физических качеств; сформированность знаний по истории возникновения и развития легкой
атлетики; сформированность представлений о различных видов бега, прыжков и метаний, их
сходстве и различиях; простейших правилах проведения соревнований по легкой атлетикой;
сформированность навыков: безопасного поведения во время тренировок и соревнований по
легкой атлетике и в повседневной жизни; личной гигиены при занятиях легкой атлетикой;
умение составлять и выполнять самостоятельно простейших комплексов общеразвивающих,
специальных и имитационных упражнений для занятий различными видами легкой атлетики;
способность выполнять технические элементы легкоатлетических упражнений (бег, прыжки,
метания);
умение организовывать и проводить подвижные игры с элементами легкой атлетики во время
активного отдыха и каникул;
умение определять внешние признаки утомления во время занятий легкой атлетикой, особенно
в беговых видах;
способность выполнять тестовые упражнения по физической подготовленности в беге, прыжках
и метаниях.

3. Тематическое планирование
№

Темы занятий

Кол-во
часов

Основное содержание

Основные виды деятельности

Формы
проведения
занятий

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

Раздел 1 «Знания о легкой атлетике» (15 часов)
1

2

Тема1.
1
Вводное занятие.
Вводный ИОТ.
Историяразвитиялегкойатлет
икикак вида спорта в мире, в
РоссийскойФедерацииврегио
не.
Тема2.
1
Первичный ИОТ.
Характеристикаразличных
Видовлегкойатлетики(бега,п
рыжков,метаний,спортивной
ходьбы).

3

Тема 3.
1
Достижения отечественных
легкоатлетов на мировых
первенствах и Олимпийских
легкоатлетов
о

4

Тема 4.
Главные
огранизации /федерации,
осуществляющие
управление легкой
атлетикой.

1

о

История возникновения и развития
легкой атлетики как вида спорта.
История развития легкой атлетики
как вида спорта в мире, в
Российской Федерации, в регионе.

Знать общие исторические Беседа
сведенияо развитии легкой
атлетики
в
мире,РоссийскойФедерацииире
гионе

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
5650/start/9037
1/

Характеристика видов легкой
атлетики (бег, прыжки, метания,
спортивная ходьба). Различные
виды бега (дистанции), прыжков и
метаний. Основные правила
проведения соревнований по
легкой атлетике.
Достижения отечественных
легкоатлетов на мировых
первенствах и Олимпийских играх.
Главные организации/федерации
(международные, российские),
осуществляющие управление
легкой атлетикой.
Судейская коллегия,
обслуживающая соревнования
(функции). Основные требования к
стадиону, легкоатлетическому
манежу, трассе для кросса и
пробегов. Словарь терминов и
определений по легкой атлетике.

Уметьхарактеризоватьразличны
евидылегкойатлетикивиды(бег,
прыжки,метания,спортивная
ходьба).

Практическое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
5650/start/9037
1/

Принимать
участиевобсужденииуспеховоте
чественныхлегкоатлетов,сборно
йкомандыполегкойатлетике
Намеждународнойарене.

Практическое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
5650/start/9037
1/

Знатьглавныеорганизацииупра
влениялегкойатлетикоймеждун
ародного,всероссийскогоирегио
нального уровней.

Практическое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
5650/start/9037
1/

5.

Тема5.
Основные правила
проведения соревнований по
легкой атлетике .
Программа соревнований по
легкой атлетике .

1

Основные требования к стадиону,
легкоатлетическому манежу,
трассе для кросса и пробегов.

6.

Тема 6. Судейская коллегия,
обслуживающая
соревнования по легкой
атлетике.

1

Судейская коллегия,
обслуживающая соревнования
(функции). Основные требования к
стадиону, легкоатлетическому
манежу, трассе для кросса и
пробегов. Словарь терминов и
определений по легкой атлетике.

7.

Тема 7. Словарь терминов о
определений по легкой
атлетике.

1

8.

Тема 8. Занятия легкой
атлетикой как средство
укрепления здоровья.

1

9.

Тема 9. Сведения о
физических качеств
необходимых в различных
видах легкой атлетики .

1

Знать и излагать основные
правилапроведениясоревновани
йпоразличнымвидамлегкойатле
тики.
Характеризовать
основные
правилапобегу,прыжкамиметан
иям,выявлятьсходствоиразличи
яссовременнымиправиламиэтих
видов.
Знатьосновныевидыприпровед
ении
соревнований
по
легкойатлетике.
Знать состав судейской
коллегии,рассказыватьобоснов
ныхфункцияхсудей,обслужива
ющихсоревнованияпоразличны
мвидамлегкойатлетики.

Практическое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
3679/start/1967
91/

Практическое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
3679/start/1967
91/

Словарь терминов и определений
по легкой атлетике.

Владеть терминологией .
Знатьипониматьзначение
терминов.
.

Практическое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
3679/start/1967
91/

Занятия легкой атлетикой как
средство укрепления здоровья,
повышения функциональных
возможностей основных систем
организма и
закаливания.
Сведения о физических качествах,
необходимых в различных видах
легкой атлетики. Основные
средства и методы обучения
технике способов бега, прыжков и
метаний. Игры и развлечения в
процессе занятий легкой
атлетикой.

Знатьипониматьзначениелегкой
атлетики,особеннобегаиспортив
ной
ходьбы,
для
укрепленияздоровьячеловека.

Групповое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
3679/start/1967
91/

Знатьихарактеризоватьосновны
ефизическиекачестваиспособыи
х
развития,необходимыедлязанят
ий различными видами легкой
атлетикой.

Групповое
занятие

10.

Тема 10. Значение занятий
различными видами легкой
атлетики на формирование
положительных качеств
личности человека.

1

Влияние занятий легкой
атлетикойна формирование
положительных качеств личности
человека.

Знатьосновныетребованияк
легкоатлетическомуманежу,пла
нировке,расположениюбеговых
дорожек,секторовдляпрыжкови
метаний.

Практическое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
3679/start/1967
91/

11.

Тема 11.
Основные требования к
спортивнымсооружениямдля
занятийлегкойатлетикой.

1

Основные требования к
спортивнымсооружениямдлязанят
ийлегкойатлетикой.

Знатьосновныетребованияк
легкоатлетическомуманежу,пла
нировке,расположениюбеговых
дорожек,секторовдляпрыжкови
метаний.

Практическое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
3679/start/1967
91/

12.

Тема 12. Основные
Обучениятехникеразличных
видовлегкой атлетики.

1

Основныесредстваиметодыобучен
иятехникебега,прыжковиметаний.

Знатьихарактеризоватьосновны
е
средстваиметодыобучениятехн
икебега,прыжковиметаний.

Практическое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
4779/start/1702
02/

13.

Тема 13. Основы
Различныхвидовлегкойатлет
ики.

1

Описание различных видов легкой
атлетики.

Знать и
выполнятьоприкладномзначени
ибега,
прыжковиметаний.

Групповое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
4779/start/1702
02/

14.

Тема 14.
Игрыиразвлеченияпризаняти
яхразличнымивидамилегкой
атлетики.

1

Использование игри развлечений в
процессе занятий легкой
атлетикой.

Знать
выполнятьигрыиразвлечения
легкой атлетике.

и Групповое
в занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
4779/start/1702
02/

15.

Тема 15.
Правилаповеденияитехникиб
езопасностипризанятияхразл
ичными видами легкой
атлетикинастадионе,наперес
еченнойместности,влегкоатл
етическомманеже.

1

Правила поведения и техники
безопасности при занятиях
различными видами легкой
атлетики на стадионе, в
легкоатлетическом манеже (в
спортивном зале), на трассе для
кросса.
Режим дня при занятиях легкой
атлетикой. Личная гигиена во
время занятий легкой атлетикой.
Форма одежды/легкоатлетическая
экипировка (спортивный костюм,

Знать,рассказыватьисоблюдать
правилаповедения,выполнениет
ребований.

Практическое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
4779/start/1702
02/

спортивные трусы и майка,
кроссовки, полотенце),
сопутствующий инвентарь и
оборудование для занятий
различными видами легкой
атлетики.
Раздел 2. «Способы самостоятельной деятельности» (9 часов)
16.

Тема 16. Повторный
ИОТ.Самоконтрольвовремяз
анятийразличнымивидамиле
гкойатлетики. Первые
внешние
признакиутомления.

1

Самоконтрольвовремязан
ятийразличнымивидамил
егкойатлетики. Первые
внешние
признакиутомления.
Средства восстановления

17.

Тема 17. Правила личной
гигиены,требованиякспортив
нойодежде,кроссовой и
специальной обуви
длязанятий легкой
атлетикой.
Тема 18. Правильное
питаниевразличныхвидахлег
кой атлетике.

1

Правила личной
гигиены,требованиякспор
тивнойодежде,кроссовой
и специальной обуви
длязанятий легкой
атлетикой.
Правильное
Сбалансированноепитани
евразличныхвидахлегкой
атлетики

18.

1

Применять
способы
самоконтроля
вовремязанятийразличнымивидамилегко
йатлетикивучебной,соревновательнойид
осуговойдеятельности.
Знать
и
определять
первые
внешниепризнаки
утомления.
Уметьосуществлятьсамоконтрольфизи
ческойнагрузкивпроцессезанятий(почаст
отесердечныхсокращений,внешнему
виду,пульсуисамочувствию).
Знать и применять средства
восстановленияорганизмапослефизическ
ойнагрузки.
Соблюдать
правила
личной
гигиеныпризанятияхлегкойатлетикой.

Практическое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
4779/start/1702
02/

Практическое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
4779/start/1702
02/

Знатьосновысбалансированногопитания
присистематическихзанятиях
различными видами
легкойатлетики,режим питания до и
послезанятий;

Практическое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
3933/start/1710
05/

Тема 19.
Индивидуальные
комплексыупражнений,
включающихобщеразвиваю
щие,специальныеиимитацио
нные упражнения в
различныхвидахлегкойатлет
ики.
Тема 20. Самостоятельное
освоениедвигательныхдейст
вий.

1

Индивидуальные
комплексыупражнений,
включающихобщеразвива
ющие,специальныеиимит
ационные упражнения
вразличныхвидахл
егкойатлетики.

Уметьсоставлять и
выполнятьсамостоятельнокомплексыоб
щеразвивающих упражнений

Практическое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
3933/start/1710
05/

1

Самостоятельное
освоениедвигательныхдей
ствий.

Практическое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
3933/start/1710
05/

Тема 21.
Судействопростейшихспорт
ивныхсоревнований по
различным
видамлегкойатлетикивкачест
весудьи.
Тема 22.
Характерныетравмывовремя
занятий различными видами
легкойатлетикиимероприяти
япоихпрофилактике.

1

Судействопростейшихспо
ртивныхсоревнований по
различным
видамлегкойатлетикивкач
ествесудьи.

Практическое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
5522/start/

1

Характерныетравмывовре
мязанятий различными
видами
легкойатлетикиимеропри
ятияпоихпрофилактике.

Выполнятьсамостоятельноупражненияи
двигательныедействия, относящиеся к
различнымвидамлегкойатлетики–
бегу,прыжками метаниям.
Проявлятьсамостоятельностьв
организации
проведении,
выбором
местдлясамостоятельныхзанятийразличн
ымивидамилегкойатлетики.
Уметьправильноработатьсхронометром,
рулеткой,протоколами,измерятьиоценив
атьрезультаты.
Общатьсяивзаимодействоватьвсоревно
вательнойдеятельности.
Соблюдатьправиласоревнований.
Знатьпереченьдействийпооказаниюперв
ой(доврачебной)помощипритравмахвовр
емязанятийбегом,прыжкамииметаниями.

Практическое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
5522/start/

23.

Тема 23. Причины
возникновения ошибок
привыполнении технических
приёмов вбеге,прыжкахи
метаниях.

1

Причины возникновения
ошибок привыполнении
технических приёмов
вбеге,прыжкахи
метаниях.

Анализироватьвыполнениетехническихд
ействий(приемов)инаходитьспособы
Устраненияошибок.

Практическое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
5522/start/

24.

Тема 24.
Тестированиеуровняфизичес
койподготовленности в беге,
прыжках иметаниях.

1

Тестированиеуровняфизи
ческойподготовленности
в беге, прыжках
иметаниях.

Знатьивыполнятьтестовые упражнения
легкой атлетики.
Проявлятьфизическиекачества.
Оцениватьпоказателифизическойподгот
овленности.

Практическое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
5522/start/

19.

20.

21.

22.

Раздел3. Физическое совершенствование (10часов)
Тема 25. Комплексы
общеразвивающих,специаль
ных и
имитационныхупражненийв
различныхвидах
легкой атлетики.
Тема 26.
Комплексыупражненийнараз
витие физических качеств,
характерныхдля различных
видов легкойатлетики.

1

1

Комплексыупражненийнаразвитие
физических качеств,
характерныхдля различных видов
легкойатлетики.

27.

Тема 27.
Подвижныеигрысэлементам
ибега,прыжкови метаний:
игры, включающие
элементсоревнованияинеиме
ющие.

1

28.

Тема 28.
Подвижныеигрысэлементам
ибега,прыжкови
метаний:игрысюжетногохара
ктера.

1

Игры, игровые задания и
развлечения с использованием
элементов легкоатлетических
упражнений в беге, прыжках и
метаниях (с элементами
соревнования; не имеющие
сюжета; игры сюжетного
характера; командные игры).
Игры, игровые задания и
развлечения с использованием
элементов легкоатлетических
упражнений в беге, прыжках и
метаниях (с элементами
соревнования; не имеющие
сюжета; игры сюжетного
характера; командные игры).

29.

Тема 29.
Подвижныеигрысэлементам
ибега,прыжкови
метаний:командныеигры.

1

25.

26.

Комплексы
общеразвивающих,специальных и
имитационныхупражненийвразлич
ныхвидах
легкой атлетики.

Игры, игровые задания и
развлечения с использованием
элементов легкоатлетических
упражнений в беге, прыжках и
метаниях (с элементами
соревнования; не имеющие
сюжета; игры сюжетного

Практическое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
3690/start/7754
9/

Практическое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
3690/start/7754
9/

Практическое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
3690/start/7754
9/

Совершенствоватьвовремяпод
вижныхигруменияинавыки,физ
ическиекачества,характерныедл
ябега,прыжковиметаний.
Проявлятьположительныекачес
тваличности(волю,смелость,чес
тность,
выдержку,
решительность,
этическиенормыповедения).

Практическое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
3690/start/7754
9/

Совершенствоватьвовремяпод
вижныхигруменияинавыки,физ
ическиекачества,характерныедл
ябега,прыжковиметаний.
Проявлятьположительныекачес
тваличности(волю,смелость,чес
тность,
выдержку,

Практическое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
5585/start/1722
11/

Соблюдать последовательность
выполненияупражнений,учитыв
атьсенситивныепериодыразвит
ия
подростков.
Демонстрироватьупражнениян
аразвитиефизическихкачеств,ха
рактерныхдляразличныхвидовл
егкой атлетики.
Применять упражнения на
развитиефизическихкачеств.
Совершенствоватьвовремяпод
вижныхигруменияинавыки,физ
ическиекачества,характерныедл
ябега,прыжковиметаний.

характера; командные игры).

решительность,
этическиенормыповедения).

30.

Тема 30.
Подвижныеигрысэлементам
ибега,прыжкови
метаний:игрысэлементамибе
га,прыжковиметаний.

1

Игры, игровые задания и
развлечения с использованием
элементов легкоатлетических
упражнений в беге, прыжках и
метаниях (с элементами
соревнования; не имеющие
сюжета; игры сюжетного
характера; командные игры).

Излагатьправилаиусловияподв
ижных игр.
Совершенствоватьвовремяпод
вижныхигруменияинавыки,физ
ическиекачества,характерныедл
ябега,прыжковиметаний.
Организовывать,проводитьипр
иниматьучастиевподвижныхиг
рах.Моделироватьигровыеситу
ации.
Соблюдать
правила
подвижныхигри
правила
безопасного
поведения
вовремяигр.
Проявлятьположительныекачес
тваличности(волю,смелость,чес
тность,
выдержку,
решительность,
этическиенормыповедения).

Практическое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
5585/start/1722
11/

31.

Тема 31. Специальные и
имитационныеупражнения
при
проведениизанятий по
различным видам
легкойатлетики;

1

Общеразвивающие, специальные и
имитационные упражнения на
стадионе и в легкоатлетическом
манеже
(спортивном
зале).
Упражнения с использованием
вспомогательных
средств
(барьеров и конусов различной
высоты, медболов и т.п.). Перенос
технических навыков выполнения
упражнений
в
целостное
легкоатлетическое
упражнение
(бег на короткой дистанции с
ускорением, прыжок в длину с
короткого разбега, метание мяча

Соблюдать
правила
безопасности
вовремявыполненияупражнени
й.
Использоватьуменияинавыкисп
особовразличныхвидовлегкойат
летикивучебной,игровой,соревн
овательнойидосуговойдеятельн
ости.

Практическое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
5585/start/1722
11/

и/или медбола и т.д.)

32.

Тема 32.
Прикладныевидылегкойатле
тики(кросс).

1

Участие в соревновательной
деятельности в различных
комбинациях видов легкой
атлетики, соблюдая принципы
разносторонней подготовки
(использование элементов бега,
прыжков и метаний).

Владетьприкладнымивидамиле
гкойатлетики(кроссовыйбегвзат
рудненных условиях).

Практическое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
5585/start/1722
11/

33.

Тема 33. Тестовые
упражнения по
физическойподготовленност
и в беге, прыжках
иметаниях.

1

Сдача нормативов по легкой
атлетике (бег,прыжки, метание и
тд.)

Тестирование

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
5585/start/1722
11/

34.

Тема 34.
Участие в соревновательной
деятельности

Выполнятьконтрольнотестовыеупражненияпофизичес
койподготовленностивразличн
ыхвидах
Легкойатлетики(беге,прыжкахи
метаниях)
Участвовать в
соревновательной деятельности
по различным видам легкой
атлетики.Демонстрировать
полученные навыки и умения в
различных видах легкой
атлетикой.

Итоговое
занятие

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
3679/start/1967
91/

Требования к физической
подготовке детей не должны быть
завышенными; каждому
обучающемуся следует пройти
каждую «станцию» и обязательно
принести очки команде - никто не
должен получить нулевую оценку.
Обучающимся и командам должно
даваться две попытки на
прохождение каждой «станции», в
зачет принимается лучший
результат.

Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение
Перечень ресурсов
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
1.
Об утверждении федерального
стандарта
спортивной подготовки по виду спорта «легкая атлетика»:
Приказ Минспорта России от 20.08.2019 № 673 - URL:
https://www.minsport.gov.ru/2019/doc/Prikaz673ot20082019.pdf.
Правилавидаспорта«Легкаяатлетика».–
URL:http://rusathletics.info/docs?category=6686.
2.
https://worldathletics.org/- официальный сайт Всемирной
легкоатлетической ассоциации.
3.
https://european-athletics.com– официальный сайт
Европейской легкоатлетической ассоциации.
4.
https:// rusathletics.info- официальный сайт
Всероссийской федерации легкой атлетики.
5.
Детская легкая атлетика. –
URL:http://rusathletics.info/docs? category=6707.
6.
555 специальных упражнений в подготовке легкоатлета –
URL:
https://la.sportedu.ru/sites/la.sportedu.ru/files/popov_v._555_spetsi
alnyh_uprazhneniy_1.pdf
7. Методические рекомендации по совершенствованию
многолетней
подготовки спортивного резерва в легкой атлетике / В.Б.
Зеличенок, В.П.
Черкашин, И.Н. Мироненко [и др.]. – М., 2016. – 543 с. – URL:
http://rusathletics.info/docs?category=6707.
8. Типовая программа спортивной подготовки по виду
спорта «легкая атлетика» для этапа начальной подготовки
https://rusathletics.info/wpcontent/uploads/2020/12/tipovaya_programma_enp.pdf
Физическая культура в школе. Легкая атлетика : учебное
пособие для вузов / Г. Н. Германов, В. Г. Никитушкин, Е. Г.

Цуканова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 461 с. —
(Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04548-2. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/454033.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5585/start/172211/

Оборудование
Материально-технического обеспечение
N
п/п

Наименование оборудования и
спортивного инвентаря

Единица
измерения

Количество
изделий

1.

Брусок для отталкивания

штук

1

2.

Гантели массивные (от 0,5 до 5 кг)

комплект

10

3.

Гантели переменной массы (от 3 до
12 кг)

комплект

10

4.

Гири спортивные (16, 24, 32 кг)

комплект

3

5.

Грабли

штук

2

6.

Доска информационная

штук

2

7.

Измеритель высоты установки
планки для прыжков в высоту

штук

2

8.

Конь гимнастический

штук

1

9.

Мат гимнастический

штук

10

10.

Место приземления для прыжков в
высоту

штук

1

11.

Мяч для метания (140 г)

штук

20

12.

Мяч набивной (от 1 до 5 кг)

комплект

8

13.

Палочка эстафетная

штук

10

15.

Пистолет стартовый

штук

2

15.

Планка для прыжков в высоту

штук

8

16.

Рулетка (10 м)

штук

3

17.

Рулетка (20 м)

штук

3

18.

Хронометр

штук

6

19.

Стенка гимнастическая

пар

2

20.

Стойки для прыжков в высоту

пар

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».