Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Сокольская средняя школа
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к основной образовательной программе
начального общего образования
МКОУ Сокольской СШ,
утвержденной приказом
от 31.08.2023 №574
с изменениями от 29.08.2024 №582
с изменениями от 28.08.2025 №504
Рабочая программа
учебного курса
«Легкая атлетика»
для 2-3 классов
ПРОГРАММА МОДУЛЯ «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»
Пояснительная записка
Модуль «Легкая атлетика» (далее – модуль по легкой атлетике, легкая атлетика) на уровне
начального общего образования разработан с целью оказания методической помощи
учителю физической культуры в создании рабочей программы по учебному предмету
«Физическая культура» с учётом современных тенденций в системе образования и
использования спортивно-ориентированных форм, средств и методов обучения по
различным видам спорта.
Легкая атлетика дает возможность развивать все физические (двигательные) качества:
быстроту, выносливость, силу, гибкость, координацию, с учетом сенситивных периодов
развития детей. Занятия лёгкой атлетикой являются общедоступными благодаря
разнообразию видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми
можно заниматься практически повсеместно и в любое время года.
Виды легкой атлетики имеют большое оздоровительное, воспитательное и прикладное
значение, так как владение основами техники бега, прыжков и метаний является жизненно
необходимыми навыками каждого человека. Легкоатлетические дисциплины играют важную
роль в общефизической подготовке спортсменов практически во всех видах спорта. Беговые
виды легкой атлетики, как средство закаливания, оказывают положительное влияние на
иммунную систему организма человека, повышают выносливость и устойчивое состояние
организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям.
Целью изучения модуля «Легкая атлетика» является обучение основам легкоатлетических
дисциплин (бега, прыжков и метаний) как базовому жизненно необходимому навыку,
формирование у обучающихся общечеловеческой культуры и социального самоопределения,
устойчивой мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению
здорового и безопасного образа жизни через занятия физической культурой и спортом с
использованием средств легкой атлетики.
Задачами изучения модуля «Легкая атлетика» являются: всестороннее гармоничное развитие
детей и подростков, увеличение объёма
их двигательной активности;
укрепление физического, психологического и
социального здоровья обучающихся,
развитие основных физических качеств
и
повышение
функциональных возможностей их организма, обеспечение культуры безопасного поведения
средствами легкой атлетики; формирование технических навыков бега, прыжков, метаний и
умения
применять их в различных условиях; формирование общих представлений о различных
видах легкой атлетики,
их возможностях и значении в процессе укрепления здоровья, физическом развитии и
физической подготовке обучающихся; обучение основам техники бега, прыжков и метаний,
безопасному поведению
на занятиях на стадионе (спортивной площадке), в легкоатлетическом манеже, в спортивном
зале, при проведении соревнований по кроссу и различным эстафетам, отдыхе на природе, в
критических ситуациях; формирование культуры движений, обогащение двигательного
опыта
средствами различных видов легкой
атлетики
корригирующей направленностью; воспитание общей
обучающегося средствами
с
общеразвивающей
и
культуры развития личности
легкой атлетики, в том числе, для самореализации и самоопределения; развитие
положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного
интереса к предмету «Физическая культура», удовлетворение индивидуальных
потребностей, обучающихся в занятиях физической культурой и спортом средствами
различных видов легкой атлетики; популяризация легкой атлетики в общеобразовательных
организациях,
привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям
различными видами легкой атлетики в школьные спортивные клубы, секции, к участию в
соревнованиях; выявление, развитие и поддержка одаренных детей в области спорта.
Место и роль модуля «Легкая атлетика». Модуль «Легкая атлетика» доступен для освоения
всем обучающимся, независимо от уровня их физического развития и гендерных
особенностей
и
расширяет
спектр
физкультурно-спортивных направлений
в
общеобразовательных организациях.
Интеграция модуля по легкой атлетике поможет обучающимся в освоении содержательных
компонентов и модулей по гимнастике, самбо, плаванию, подвижным и спортивным играм, а
также в освоении программ в рамках внеурочной деятельности, дополнительного
образования, деятельности школьных спортивных клубов, подготовке обучающихся к сдаче
норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
(ГТО) и участию в спортивных соревнованиях.
Модуль «Легкая атлетика» может быть реализован в следующих вариантах: при
самостоятельном планировании учителем физической культуры процесса
освоения обучающимися учебного материала по легкой атлетике, с учётом возраста и
физической подготовленности обучающихся (с соответствующей дозировкой и
интенсивностью); в виде целостного последовательного учебного модуля, изучаемого за счёт
части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений из перечня,
предлагаемого образовательной организацией, включающей, в частности, учебные модули
по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, в том числе предусматривающие удовлетворение различных интересов
обучающихся (при организации и проведении уроков физической культуры с 3-х часовой
недельной нагрузкой рекомендуемый объём в 1 классе – 33 часа, во 2, 3, 4 классах – по 34
часа); в виде дополнительных часов, выделяемых на спортивно-оздоровительную
работу с обучающимися в рамках внеурочной деятельности и (или) за счет посещения
обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая использование
учебных модулей по видам спорта (рекомендуемый объём в 1 классе – 33 часа, во 2, 3, 4
классах – по 34 часа).
Содержание модуля «Легкая атлетика»
Знания о легкой атлетике.
Простейшие сведения из истории возникновения и развития легкой атлетики.
Виды легкой атлетики (бег, прыжки, метания, спортивная ходьба).
Простейшие правила проведения соревнований по легкой атлетике (бег, прыжки, метания).
Игры и развлечения при проведении занятий по легкой атлетике.
Словарь терминов и определений по легкой атлетике.
Общие сведения о размерах стадиона и легкоатлетического манежа.
Занятия легкой атлетикой (бегом) как средство укрепления здоровья, закаливания организма
человека и развития физических качеств.
Режим дня при занятиях легкой атлетикой.
Правила личной гигиены во время занятий легкой атлетикой.
Правила безопасного поведения при занятиях легкой атлетикой на стадионе,
легкоатлетическом манеже (спортивном зале) и на местности.
в
Форма одежды для занятий различными видами легкой атлетики.
Способы самостоятельной деятельности.
Первые внешние признаки утомления во время занятий легкой атлетикой. Способы
самоконтроля за физической нагрузкой.
Правила
личной
гигиены,
требования
к
спортивной одежде
(легкоатлетической экипировки) для занятий различными видами легкой атлетики.
Режим дня юного легкоатлета.
Выбор и подготовка места для занятий легкой атлетикой на стадионе,
легкоатлетическом манеже (спортивном зале).
вне стадиона, в
Правила использования спортивного инвентаря для занятий различными видами легкой
атлетики.
Подбор и составление комплексов общеразвивающих, специальных
упражнений для занятий различными видами легкой атлетики.
и имитационных
Организация и проведение подвижных игр с элементами бега, прыжков и метаний во время
активного отдыха и каникул.
Тестирование уровня физической подготовленности в беге, прыжках и метаниях.
Физическое совершенствование.
Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения в различных видах легкой
атлетики.
Упражнения на развитие физических качеств, характерных для различных видов легкой
атлетики.
Подвижные игры с элементами различных видов легкой атлетики
(на стадионе, в легкоатлетическом манеже (спортивном зале):
игры, включающие элемент соревнования и не имеющие сюжета; игры сюжетного
характера; командные игры; беговые эстафеты; сочетание беговых и прыжковых дисциплин;
сочетание беговых видов и видов метаний; сочетание прыжков и метаний; сочетание бега,
прыжков и метаний.
Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения для начального обучения
основам техники бега, прыжков и метаний.
Основы соревновательной деятельности в различных видах легкой атлетики, построенной по
принципу эстафет в различных видах легкой атлетики с сочетанием элементов бега,
прыжков и метаний.
Тестовые упражнения по оценке физической подготовленности в легкой атлетике. Участие в
соревновательной деятельности.
Планируемые результаты
Содержание модуля «Легкая атлетика» направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты
При изучении модуля «Легкая атлетика» на уровне начального общего образования у
обучающихся будут сформированы следующие личностные результаты:
проявление чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России через
достижения российских спортсменов через достижения отечественных легкоатлетов на
мировых чемпионатах и первенствах, чемпионатах
Европы и Олимпийских играх; проявление уважительного отношения к сверстникам,
культуры общения и взаимодействия в достижении общих целей при совместной
деятельности на принципах доброжелательности и взаимопомощи; проявление
дисциплинированности, трудолюбия и упорства достижении поставленных целей на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; проявление
осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам в решении проблем в процессе занятий физической культурой, игровой и
соревновательной деятельности по легкой атлетике; проявление готовности соблюдать
правила индивидуального и коллективного
безопасного поведения в учебной, соревновательной, досуговой деятельности и
чрезвычайных ситуациях при занятии легкой атлетикой; проявление положительных качеств
личности и управление своими эмоциями
в различных ситуациях и условиях, способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности средствами легкой атлетики; понимание установки на
безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
материальным и духовным ценностям.
к
Метапредметные результаты
При изучении модуля «Легкая атлетика» на уровне начального общего образования у
обучающихся будут сформированы следующие метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств и способов её осуществления; умение планировать,
контролировать и оценивать учебные действия,
собственную деятельность,
распределять
нагрузку
и
отдых в
процессе ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения
результата; умение характеризовать действия и поступки, давать
им
анализ
и
объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; понимание причин
успеха или неуспеха учебной деятельности и способность
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; определение общей цели и путей её
достижения, умение договариваться
о распределении функций в учебной, игровой и соревновательной деятельности, оценка
собственного поведения и поведения окружающих;
обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха
и занятий физической культурой; способность организации самостоятельной деятельности с
учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации
места занятий видами лёгкой атлетики; способность выделять и обосновывать эстетические
признаки в физических
упражнениях, двигательных действиях, оценивать красоту телосложения и осанки,
сравнивать их с эталонными образцами; владение основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные результаты
При изучении модуля «Легкая атлетика» на уровне начального общего образования у
обучающихся будут сформированы следующие предметные результаты:
понимание роли и значении занятий легкой атлетикой для укрепления
здоровья, закаливания и развития физических качеств; сформированность знаний по истории
возникновения и развития легкой
атлетики; сформированность представлений о различных видах бега, прыжков
и метаний, их сходстве и различиях, простейших правилах проведения соревнований по
легкой атлетикой; сформированность навыков: безопасного поведения во время тренировок
и соревнований по легкой атлетике и в повседневной жизни, личной гигиены при занятиях
легкой атлетикой; умение составлять и выполнять самостоятельно простейшие комплексы
общеразвивающих, специальных и имитационных упражнений для занятий различными
видами легкой атлетики; способность выполнять технические элементы легкоатлетических
упражнений (бег, прыжки, метания); умение организовывать и проводить подвижные игры,
эстафеты с элементами
легкой атлетики во время активного отдыха и каникул; умение определять внешние
признаки утомления во время занятий легкой
атлетикой, особенно в беговых видах;
способность выполнять тестовые упражнения по физической подготовленности в беге,
прыжках и метаниях.
2 КЛАССЫ
№
п/
п
1
2
3
Количество часов
Тема урока
Виды легкой
атлетики. Т/Б на
занятиях легкой
атлетики
Бег на короткие
дистанции.
Бег на короткие
дистанции.
Силовые
упражнения для
мышц спины и
коленного
сустава.
Все
го
1
1
1
4
Бег по
пересеченной
местности до 6
мин. Полоса
препятствий.
1
5
Круговая
тренировка. Игра
«Двенадцать
палочек»
1
6
7
Обучение
основам техники
прыжка в высоту
способом
«перешагивание»
с 3-5
шагов разбега.
Бег с
преодолением
препятствий
Обучение
основам техники
прыжка в высоту
способом
«перешагивание»
с 3-5
шагов разбега.
1
1
Контрольн
ые работы
Практичес
кие работы
Дата
изучен
ия
Электронные
цифровые
образователь
ные ресурсы
Бег с
преодолением
препятствий
8
9
10
11
Прыжки,многоскок
и
Строевые
команды и
упражнения.Эста
феты
Прыжки в длину с
разбега 6-8 шагов
Прыжки в длину с
разбега. Тест
1
1
1
1
12
Бег по разметкам
(кружочкам,
поперечным
линиям,
нанесенным на
пол) по прямой
линии.
Встречная
эстафета.
1
13
Полоса
препятствий. Игра
«Кто дальше».
1
14
15
16
17
Техника метания
мяча
Техника метания
мяча
ОФП –
подвижные игры
Подвижные игры
на развитие
скоростных
качеств
1
1
1
1
18
Метание мяча в
цель
1
19
Прыжок в длину с
разбега, техника
прыжка
1
20
Освоение правил
и техники
выполнения
норматива
1
комплекса ГТО.
Прыжок в длину с
места толчком
двумя ногами
21
Броски набивного
мяча
1
22
Специальные
беговые
упражнения
1
23
Челночный бег 3
х 10м и 6 х 10 м.
1
24
25
Челночный бег 3
х 10м и 6 х 10 м.
Повторный бег
2х60 м.
1
1
28
Равномерный бег
1000-1200 м.
1
29
Освоение правил
и техники
выполнения
норматива
комплекса ГТО.
Кросс на 1 км
1
30
31
Освоение правил
и техники
выполнения
норматива
комплекса ГТО.
Бег на 1000 м
Подвижные игры
с элементами
спортивных игр:
парашютисты,
стрелки
1
1
32
Бег на развитие
скоростно-силовых
качеств
1
33
Подвижные игры
на развитие
скоростных
качесв
1
34
Тестирование
физических
способностей
1
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
0
3 КЛАССЫ
№
п/
п
1
Количество часов
Тема урока
Виды легкой
атлетики. Т/Б на
занятиях легкой
атлетики
Все
го
1
2
Режим дня. Бег на
развитие
выносливости
1
3
Виды физических
упражнений.
Подвижные игры
на развитие
быстроты
1
4
Подвижные игры
с предметами
1
5
Дозировка
физических
нагрузок.
Прыжки со
скакалкой
1
6
Составление
индивидуального
графика занятий
по развитию
физических
качеств. Бег на
развитие
выносливости
1
7
Техника бега на
короткие
дистанции
1
8
Прыжки,многоскок
1
Контрольн
ые работы
Практичес
кие работы
Дата
изучен
ия
Электронные
цифровые
образователь
ные ресурсы
и
9
10
11
12
13
14
15
16
Строевые
команды и
упражнения.Эста
феты
Прыжки в длину с
разбега 6-8 шагов
Прыжки в длину с
разбега. Тест
Освоение правил
и техники прыжка
в высоту
Прыжки в длину с
места
Освоение
техники метания
мяча
Прыжки через
скакалку
Эстафеты с
предметами
1
1
1
1
1
1
1
1
17
Подвижные игры
на развитие
скоростных
качеств
1
18
Метание мяча в
цель
1
19
Прыжок в длину с
разбега, техника
прыжка
1
20
Освоение правил
и техники
выполнения
норматива
комплекса ГТО.
Прыжок в длину с
места толчком
двумя ногами
1
21
22
Броски набивного
мяча
Освоение правил
и техники
выполнения
норматива
комплекса ГТО.
1
1
Метание
теннисного мяча
в цель
23
Челночный бег
1
24
Освоение правил
и техники
выполнения
норматива
комплекса ГТО.
Челночный бег
3х10 м
1
25
Бег с ускорением
на короткую
дистанцию
1
28
Освоение правил
и техники
выполнения
норматива
комплекса ГТО.
Бег на 30 м
1
29
Освоение правил
и техники
выполнения
норматива
комплекса ГТО.
Кросс на 1 км
1
30
Освоение правил
и техники
выполнения
норматива
комплекса ГТО.
Бег на 1000 м
1
31
Подвижные игры
с элементами
спортивных игр:
парашютисты,
стрелки
1
32
33
34
Бег на развитие
скоростно-силовых
качеств
Подвижные игры
на развитие
скоростных
качесв
Тестирование
1
1
1
физических
способностей
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗ l УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в
образовательном процессе:
1.
Примерная рабочая программа начального общего образования (для 1-4 классов)
Москва 2023
2.
Авторская программа: Физическая культура: рабочая программа : 1—4 классы : Ф-50
учебно-методическое пособие / Т. В. Петрова, Ю. А. Копылов, Н. В. Полянская, С. С.
Петров. — 2-е изд., перераб. — М. :Вентана-Граф, 2017. — 46, [2] с.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ
УЧЕБНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ
УЧЕНИКА
Физическая культура 3класс, учебник Матвеев И.П. 5 издание приказ №283 а/о
издательство Просвещение.
Оборудование и приборы:
1.
Спортивные залы игровые
2
Пришкольный стадион
3.
Лыжная база
4.
Стенка гимнастическая
5.
Бревно гимнастическое напольное
6.
Бревно гимнастическое высокое
7.
Козёл гимнастический
8.
Канат для лазанья с механическим креплением
9.
Мост гимнастический
10. Планка для прыжков в высоту
11. Стойки для прыжков в высоту
12. Щиты с баскетбольными кольцами
13. Сетки волейбольные
14. Скамейки гимнастические
15. Маты гимнастические
16. Гантели
17. Коврики
18. Ленты
19. Кегли
20. Палки гимнастические
21. Скакалки гимнастические
22. Обручи гимнастические
23. Мячи набивные
24. Мячи малые (резиновые, теннисные)
25. Мячи большие (резиновые, баскетбольные, волейбольные, футбольные)
26. Эстафетные палочки
27. Рулетки измерительные
28. Конусы
29. Футбольные ворота
30. Секундомер
31.
32.
33.
34.
35.
Табло перекидное
Сетка для переноса мячей и хранения мячей
Жилетки игровые
Весы медицинские
Аптечка медицинская
Демонстрационный материал:
1. Таблицы стандартов физического развития и физической подготовленности;
2. Плакаты методические по разделам программы.
3. Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры,
олимпийского движения.
спорта
и
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. –М.: Просвещение,
2011. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).
2.
Авторская программа «Физическая культура» Лях В.И. (Лях В.И. Физическая
культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И.Ляха. 1-4 классы: Пособие
для учителей общеобразовательных организаций / В.И. Лях. - 4-е изд. – М.: Просвещение,
2014. – 64 с.;
3.
Система учебников «Школа России» http://school-russia.prosv.ru/info
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.
[Электронный ресурс] Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: Современная,
универсальная Российская энциклопедия. - М.: ООО «КиМ», 2006 г.
Интернет-ресурсы:
1.
http://fizkulturavshkole.ru/kriterii.htm- физкультура в школе
2.
http://.schol-collection.edu.ru/- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
3.
http://www.couo.ru/document_print.asp?document_id=170715 - Коллекции цифровых и
электронных образовательных ресурсов
4.
http://festival.1september.ru/ - Сайт «Фестиваль педагогических идей»
5.
http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей»
6.
http://www.gov.ed.ru Русский образовательный портал
7.
http://www.edu.ru Федеральный портал «Российское образование»
8.
http://www.km.ru Портал компании «Кирилл и Мефодий»
9.
http://www.uroki.ru Образовательный портал «Учеба»
10. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=36
11. Аудиозаписи музыкальные диски.