МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Администрация г.о. Сокольский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сокольская
средняя школа
ПРИЛОЖЕНИЕ 17
к адаптированной основной
общеобразовательной программе
образования обучающихся с легкой
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(5-9 класс)
МБОУ Сокольской СШ,
утвержденной приказом
от 29.08.2024 г. № 581
Рабочая программа коррекционного курса
«Коррекционно-развивающие занятия»
в условиях реализации ФАООП УО (вариант 1) в 5-9
классах
Пояснительная записка
Цель коррекционного курса заключается в применении разных форм
взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление
проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных
отношений
учащихся;
формирование
навыков
адекватного
поведения.
Задачи коррекционного курса:
1. Развитие познавательных способностей обучающихся:
- развитие сенсорных процессов;
- развитие психомоторных процессов;
- развитие познавательных мотивов;
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления;
- развитие произвольной слуховой и зрительной памяти;
- развитие произвольного внимания;
- развитие самостоятельности, творческого подхода в решении задач.
2. Развитие эмоционально-личностной сферы:
- воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и
сопереживания;
- развитие произвольности поведения;
- развитие рефлексии (осознания) эмоций, их проявления у себя и окружающих;
- работа с эмоциональными проблемами (страхи, тревожность, самооценка);
- мотивационная готовность к принятию позиции школьника.
3. Развитие коммуникативных навыков:
- обогащение поведенческого репертуара обучающихся социально приемлемыми
навыками взаимодействия в конфликтной ситуации, игровой ситуации, ситуации
повседневного общения;
- развитие средств невербального общения;
- формирование умений сотрудничать, работать в группе;
-развитие рефлексии (умения анализировать собственное поведение, поступки,
качества личности, эмоции и чувства);
- обучение приемлемым способам выражения негативных эмоций (гнева, обиды,
раздражения).
Общая характеристика коррекционного курса
Дети с умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием
мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных
знаний. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления
отмечается
своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи:
фонетико фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной
и тяжелой
степенью умственной отсталости затруднено или невозможно
формирование устной и
письменной речи. Для них характерно ограниченное
восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого
понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и
предмета, слова и действия. Ввиду этого при обучении данной категории детей
используются разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание
обучающихся
с
неустойчивое,
отличается
истощаемости,
умеренной
и
тяжелой
низким
отвлекаемости.
умственной
уровнем
Слабость
отсталостью
продуктивности
активного
из-за
внимания
крайне
быстрой
препятствует
решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых
учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительномоторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить
в ней главное и установить причинно- следственные связи, перенести знакомое
сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном
использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной
положительная динамика общего психического развития детей, особенно при
умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.
Программа строится на основе дифференцированного обучения. В структуре
занятий предусматривается сочетание разных видов деятельности: (музыкальноритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др.), в процессе которых
и решаются задачи сенсорного и моторного развития детей. В основе программы
лежит комплексный подход, который предполагает решение на одном занятии
разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это
способствует целостному психическому развитию ребенка.
В ходе коррекционной работы обеспечиваются условия для достижения
обучающимися универсальных учебных действий. Формирование УУД является
целенаправленным,
системным
процессом,
который
реализуется
через
все
предметные области, внеурочную и коррекционно-воспитательную деятельность, в
том числе на психокоррекционных занятиях. Особенность психокоррекционной
работы состоит в том,
что она направлена на оказание помощи детям,
испытывающим трудности в обучении и социализации. Программа и содержание
психокоррекционной работы в первую очередь
способствует формированию
универсальных учебных умений:
∙ Коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации
общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание;
контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения;
извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
∙ Умения использовать знаковые системы и символы для моделирования
объектов и отношений между ними;
∙ Умений выполнять простейшие логические действия, сравнения, нахождения
общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия;
выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие
формы и методы работы:
— индивидуальные занятия,
— игры, упражнения, этюды,
— психокоррекционные методики и технологии,
— беседы с обучающимися,
— организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и
др.).
Описание места коррекционного курса в учебном плане Программа для 5-9
классов рассчитана на 68 часов в каждом классе, по 2 часа в
неделю. Форма
организации психокоррекционных занятий групповая и индивидуальная.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Личностные
результаты
освоения
АООП
образования
включают
индивидуально личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения коррекционного курса относятся:
1) сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; ценностей многонационального
российского
общества;
становление
гуманистических
и
демократических
ценностных ориентаций;
2) сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир
в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)
развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций; 10) сформированность установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметными результатами освоения коррекционного курса являются
формирование следующих умений:
5 класс
Минимальный уровень:
Проговаривать последовательность действий.
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
Обобщать, делать несложные выводы;
Находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
Различать «наложенные» изображения предметов;
Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;
Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Повышение концентрации, переключаемости, устойчивости внимания
Формирование
самостоятельности
в
выполнении
заданий
уметь
обобщать
тематический материал;
Формирование приемов запоминания
Достаточный уровень:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Выявлять функциональные отношения между понятиями;
Выявлять закономерности и проводить аналогии.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме
(на уровне одного предложения или небольшого текста).
Увеличение объема вербальной и зрительной памяти.
Повышение уровня развития смысловой памяти
Повышение познавательной активности, улучшение успеваемости
Находить разные решения нестандартных задач
Формирование умения логически рассуждать, пользуясь приемами анализа,
сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
Обоснованно делать выводы, доказывать;
6 класс:
Минимальный уровень:
Проговаривать последовательность действий.
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
Обобщать, делать несложные выводы;
Находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
Различать «наложенные» изображения предметов;
Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;
Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Повышение концентрации, переключаемости, устойчивости внимания
Формирование
самостоятельности
в
выполнении
заданий
уметь
обобщать
тематический материал;
Формирование приемов запоминания
Достаточный уровень:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Выявлять функциональные отношения между понятиями; выявлять закономерности
и проводить аналогии.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме
(на уровне одного предложения или небольшого текста).
Увеличение объема вербальной и зрительной памяти
Повышение уровня развития смысловой памяти
повышение познавательной активности, улучшение успеваемости
находить разные решения нестандартных задач
Формирование умения логически рассуждать, пользуясь приемами анализа,
сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
Обоснованно делать выводы, доказывать;
Личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего
места в детском коллективе.
7 класс:
Минимальный уровень:
уметь с точностью совершать указанные движения;
осуществлять согласованные движения на разные группы мышц по
инструкции;
проявлять скоординированность движений;
выполнять совместно с педагогом упражнения пальчиковой гимнастики;
уметь обводить по трафарету; выполнять штриховку в разных направлениях;
выполнять графические задания (бордюры, узоры) по образцу;
выполнять работу в технике «объемной» и «рваной» аппликации;
вырезать ножницами с соблюдением контура предметного изображения;
выполнять графические диктанты по показу учителя
работать с пластилином (разминание, раскатывание, выполнение простых
форм);
выкладывать из мозаики узоры по наглядному образцу.
копировать движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения
по инструкции педагога);
знать названия объемных геометрических фигур;
дифференцировать цвета и оттенки;
группировать предметы по форме, цвету и величине;
сравнивать, словесно обозначать 3-4 предмета по форме, по величине;
составлять сериационные ряды по величине из 3-4 предметов по заданному
признаку;
комбинировать разные формы из геометрического конструктора по
инструкции;
выделять части целого;
сравнивать 2-3 предмета, отличающихся незначительно друг от друга;
различать зашумленные изображения предметов (4-5 изображений);
знать
словесные обозначения барических ощущений;
определять вкусовые качества продукта;
определять запах (приятный-неприятный, сладкий и т.п.);
определять тяжесть от разных предметов;
ориентироваться в пространстве (в помещение и на улице);
двигаться в заданном направлении, давать словесный отчет о направлении
движения, пространственных заданий;
ориентироваться в школьном помещении;
ориентироваться на листе бумаги, расположенном вертикально и
горизонтально;
листа;
располагать предметов в вертикальном и горизонтальном полях
знать разные временные интервалы (минута-час);
знать названия временных понятий
Достаточный уровень:
с точностью совершать указанные движения;
осуществлять согласованные движения на разные группы мышц по
инструкции; проявлять скоординированность движений;
выполнять графические задания (бордюры, узоры) по образцу;
выполнять работу в технике «объемной» и «рваной» аппликации;
вырезать ножницами с соблюдением контура предметного изображения;
определять предметы на ощупь (форма, материал); выделять разные
свойства и качества предметов;
словесно обозначать качество предмета (гладкий, шершавый, колючий,
пушистый, холодный, тяжелый и т.д.);
копировать движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения
по инструкции педагога);
вербализировать собственные ощущения по наводящему вопросу педагога;
выразительно выполнять движения по инструкции педагога.
знать названия объемных геометрических фигур;
группировать предметы по форме, цвету и величине по инструкции
педагога;
сравнивать, словесно обозначать 3-4 предмета по форме, по величине
составлять сериационные ряды по величине из 3-4 предметов по заданному
признаку;
комбинировать разные формы из геометрического конструктора по
инструкции;
выделять части целого;
собирать картинку из 5-6 деталей.
знать упражнения для профилактики и коррекции зрения
Выполнять задания на основе зрительного анализа и синтеза предметов,
состоящих из 4-5 деталей (по инструкции педагога);
находить отличительные и общие признаки на наглядном материале
(сравнение двух картинок); сравнивать 2-3 предмета, отличающихся незначительно
друг от друга;
на основе зрительной памяти запоминать (5-6 предметов);
различать зашумленные изображения предметов (4-5 изображений);
знать словесные обозначения барических ощущений;
знать способы определения тактильных ощущений.
определять вкусовые качества продукта;
определять запах (приятный-неприятный, сладкий и т.п.);
определять тяжесть от разных предметов;
понимать различия между речевыми и музыкальными звуками по высоте
тона
различать мелодии по темпу;
выполнять простые движения, соблюдая ритм.
уметь ориентироваться в пространстве (в помещение и на улице);
двигаться в заданном направлении, давать словесный отчет о направлении
движения, пространственных заданий;
ориентироваться в школьном помещении;
ориентироваться на листе бумаги, расположенном вертикально и
горизонтально;
располагать предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа;
с помощью учителя осуществлять моделирование пространственного
расположения мебели в комнате.
знать разные временные интервалы (минута-час);
знать названия временных понятий;
определять с помощью учителя время по часам
определять порядок частей суток, дней недели, месяцев.
8 класс:
Минимальный уровень:
признавать собственные ошибки;
сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией;
вступать
в
контакт
и
работать
в
коллективе
(учитель−ученик,
ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
Достаточный уровень:
признавать собственные ошибки;
сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией;
вступать
в
контакт
и
работать
в
коллективе
(учитель−ученик,
ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным
мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с
окружающими;
ориентироваться в спектре профессий;
формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям:
выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми;
сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.
9 класс:
Минимальный уровень:
признавать собственные ошибки;
сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией;
вступать
в
контакт
и
работать
в
коллективе
(учитель−ученик,
ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
Достаточный уровень:
признавать собственные ошибки;
сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией;
вступать
в
контакт
и
работать
в
коллективе
(учитель−ученик,
ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным
мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с
окружающими;
ориентироваться в спектре профессий;
формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям:
выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми;
сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.
Базовые учебные действия:
Регулятивные:
− определять, принимать цель, ориентироваться в выполнении задачи, данной
в определенных условиях (при направляющей помощи со стороны педагога);
− планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
− работать по плану, осуществлять целенаправленные действия в отношении
задачи в сотрудничестве с педагогом;
− контролировать процесс решения задачи и, при необходимости исправлять
ошибки (при помощи педагога);
− оценивать свои действия (самостоятельно, по просьбе педагога) и
обосновывать правильность или ошибочность результата;
− принимать и сохранять учебную задачу;
− выделять промежуточные цели-требования с учетом конечного результата;
− составлять план выполнения задачи и последовательность действий;
−
работать
по
плану,
регламентирующему
выполнение
действия
в
соотнесении с определенными условиями;
− при выполнении действия ориентироваться на правило контроля и успешно
использовать его в процессе решения задачи, исправлять допущенные ошибки; −
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своих
действий и действий других учеников, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные:
− отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию среди
предложенных педагогом источников;
−
перерабатывать
полученную
информацию:
анализировать
предметы
(объекты) с целью выделения признаков (существенных, несущественных) через
развернутое объяснение своих действий (при направляющей помощи педагога);
− проводить сравнение, сериацию и классификацию объектов по заданным
критериям;
− использовать простейшие наглядные модели (предметные рисунки, схемы,
планы и др.), отражающие пространственное расположение предметов, отношения
между предметами для решения конкретных задач (с помощью педагога).
− извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,
схема, иллюстрация и др.), при направляющей помощи педагога;
− анализировать конкретную ситуацию с целью выделения специфических ее
особенностей для последующего обобщения;
− осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
− устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
овладевать действием простейшего моделирования, то есть выделять и обобщенно
фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Коммуникативные:
− выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации;
− понимать возможности разных оснований для оценки одного и того же
предмета, понимать относительность оценок или подходов к выбору;
− высказывать и аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
− сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и
противоречия
интересов,
с
помощью
вопросов
выяснять
недостающую
информацию;
− адекватно использовать речь и речевые средства для планирования и
регуляции
своей
деятельности;
эффективного
решения
разнообразных
коммуникативных задач;
− сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий в паре, группе:
устанавливать очерёдность действий;
− осуществлять взаимопроверку;
− обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы
решения).
−
продуктивно
взаимодействовать
с
педагогом
и
сверстниками:
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Формы организации учебных занятий: индивидуальные, индивидуальногрупповые, групповые занятия.
Формы контроля: психодиагностика
Содержание коррекционно-развивающих занятий
5 класс
Входная диагностика 3 часа
Общение, виды общения (речевое и неречевое). 8 часов
Упражнения,
игровые
задания
на
развитие
навыков
общения
и
взаимодействия: "Карлсон сказал", "Литературный пересказ", "Зеркало и обезьяна",
"Компот", "Путаница", "Взаимодействие", "Комплимент" и т. д.
Развитие речи 16 часов
Общение, речь, мимика, жесты, звуки, слова, предложения, красноречие,
контакт, обмен информацией, добрые слова, вежливость. Упражнения по развитию
навыков общения и взаимодействия ("Карлсон сказал", литературный пересказ,
«Комплимент», «Путаница»).
Внимание 12 часов
Свойства внимания, внимательный и невнимательный человек. Практические
занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания:
избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения.
Примеры проявления этих свойств у "внимательных" и невнимательных" учащихся.
Индивидуальные особенности внимания. Упражнения на развитие внимания и
анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности: "Лабиринт",
"Графический диктант", "Корректурная проба", "Что изменилось в рисунках",
"Путаница", "Кто воспитаннее" и т. д.
Память 12 часов
Кратковременная и долговременная память, запоминание, сохранение,
воспроизведение, забывание, смысловая связь, сходство, различие, смысловая связь,
последовательность, понимание. Игры - тесты на изучение образной, словесной,
логической памяти. Примеры проявления памяти при запоминании, узнавании и
воспроизведении
различного
по
содержанию
материала.
Индивидуальные
особенности памяти у обучающихся. Упражнения на развитие запоминания с
опорой
и
без
опоры.
Обучение
конкретным
приёмам
запоминания
и
воспроизведения:
- связь запоминаемого с хорошо известным предметом, действием, событием;
- умение находить в предметах сходство и различие; установление смысловых
связей и их последовательности;
- понимание того, где и для чего понадобятся те или иные сведения.
Упражнения: «Найдите фигуры»; «Посмотри и запомни»; «Что изменилось»;
«Продолжи ряд»; «Заполни квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что и сколько?»;
«Зашифрованная картинка»; «Узнай по звуку»; «Телеграфисты»; «Магнитофон»;
«Запомни картинку»; «Угадай по голосу»;
Мышление 14 часов
Развитие мышления. Развитие операций обобщения. Упражнения: «Найди
образец»; «Отгадай слово»; «Продолжи ряд»; «Составление разрезных картинок»;
«Пятый лишний»; «Букет»; «Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с
заданным словом»; «Птица, зверь, рыба»; «Кто больше»; «Продолжи слово».
Итоговая диагностика 3 часа. 6 класс
Входная диагностика 3 часа
Эмоционально – волевая сфера. 18 часов
Понятие «характер», черты характера, тест «Мой характер». Понятие «воля»,
волевые качества. Межличностные отношения. Умение общаться. Самооценка,
взаимооценка. Умение сотрудничать. Игры, развивающие умение сотрудничать:
«Найди путь», «Рисуем молча», «Угадай настроение». Навыки саморегуляции.
Обучение приёмам поведения в стрессовой ситуации, основам саморегуляции.
Элементы аутотренинга.
Коррекция и развитие внимания и памяти 26 часов
Устойчивость внимания. Упражнение на развитие внимания: корректурные
таблицы, «Пиши и слушай», «Пишущая машинка», графический диктант.
Распределение внимания. Отсроченное воспроизведение запоминаемого. Умение
слушать. Целенаправленность действий. Игры «Муха», «Подсчитай правильно»,
«Зеркало». Развитие зрительной памяти. Упражнение на развитие различных видов
памяти: запоминание 10 слов, зрительных образов, цифр (на слух и зрительно).
Развитие вербальной памяти. Игры «Нарисуй по памяти», «Запомни и нарисуй»,
«Опосредованное запоминание». Опосредованное запоминание. Игры «Нарисуй по
памяти», «Запомни и нарисуй», «Опосредованное запоминание».
Коррекция и развитие мышления. 18 часов
Наглядно-образное мышление. Упражнение на развитие мышления: «Найди
лишнее слово», «Угадай предмет по описанию», «Найди общее», «Дополни узор»
(логическое мышление). Развитие операций логического мышления. Упражнение на
развитие мышления: «Найди лишнее слово», «Угадай предмет по описанию»,
«Найди общее», «Дополни узор» (логическое мышление). Умение сравнивать и
обобщать. Игры «Угадай животное» (выделение существенных признаков), Задания,
требующие классификации и сериации (расставь класс по алфавиту, детей по росту,
города по количеству букв в названии). «Шифр» (абстрактное мышление), игровые
упражнения. Классификация. Игры «Угадай животное» (выделение существенных
признаков), Задания, требующие классификации и сериации (расставь класс по
алфавиту, детей по росту, города по количеству букв в названии). «Шифр»
(абстрактное мышление), игровые упражнения.
Абстрагирование. Игры «Угадай животное» (выделение существенных
признаков), Задания, требующие классификации и сериации (расставь класс по
алфавиту, детей по росту, города по количеству букв в названии). «Шифр»
(абстрактное мышление).
Итоговая диагностика 3 часа
7 класс
Входная диагностика 3 часа
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков 18 часов
Особенности передвижений в пространстве, с возможными направлениями
движения; местоположение одних предметов по отношению к другим и к самому
себе, ориентировка в схеме собственного тела и т.п. Произвольная регуляции
движений самим ребенком через целенаправленное выполнение инструкций.
Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, тонких движений рук,
статической и динамической координации движений пальцев рук и отработку
элементарных графических навыков
Тактильно-двигательное восприятие 10 часов
Формирование полноты представлений об объектах окружающего мира,
развитие
у
тактильно-двигательных
ощущений,
которые
возникают
при
последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема),
поверхности, уточнение знаний школьников о материалах, их свойствах и
качествах.
Кинестетическое и кинетическое развитие 8 часов
Формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела
или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища,
пространстве.
Формирование
представлений
о
схеме
собственного
тела
формируется исключительно на кинестетической основе. Проведение специальных
упражнений на развитие зрительно моторной координации с предметами и без них,
физических упражнений на развитие симметричной мышечной силы тела, на
координацию верхних и нижних конечностей, других частей тела
Восприятие формы, величины, цвета. Конструирование предметов 12
часов
Пополнение и уточнение знаний обучающихся о сенсорных эталонах: форморазличение,
повышение
цветовой
чувствительности,
дифференциация
слабонасыщенных цветов и их оттенков, уточнение сходства и различия; введение в
активный словарь понятий.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти 6 часа
Преодоление замедленности, узости восприятия снижения остроты зрения.
Выделение в объектах составляющих его частей, пропорций, своеобразие строения;
точно распознавать цвет и цветовые оттенки.
Восприятие времени 8 часа
Восприятие времени с опорой на рассуждения о том, что можно сделать за тот
или иной временной интервал, о последовательности основных жизненных событий
их продолжительности . Использование календарей отрывных, настольных
Итоговая диагностика 3 часа
8 класс
Входная диагностика 3 часа
Развитие и коррекция познавательной сферы 26 часов
Увеличение объема внимания и наблюдательности. Увеличение уровня
распределения внимания. Усиление концентрации и устойчивости внимания.
Тренировка переключения внимания. Развитие слуховой памяти. Зрительная память.
Ассоциативная
память.
Развитие
мыслительных
навыков:
классификация,
обобщение, причинно-следственные отношения.
Самопознание 8 часов
Зачем нужно знать себя? Я глазами других. Самооценка. Ярмарка достоинств.
Уверенное и неуверенное поведение.
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков 8 часов
Общение в жизни человека. Барьеры общения. Учимся слушать друг друга. Пойми
меня. Критика. Комплименты или лесть. Вежливость. Зачем нужен этикет. Умение
вести беседу.
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы 20 часов
Чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение
чувств от поведения. Формирование умения идентифицировать собственные
эмоциональные состояния. Понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные
привычки». Химические и эмоциональные зависимости, отработка методов
противостояния
внешнему
воздействию
ровесников
и
взрослых.
Понятие
группового давления и принятие собственного решения, формирование навыков
выражения и отстаивания собственного мнения. Понятие насилия и права защищать
свои границы. Понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных
ситуаций. Коррекция агрессивности обучающихся.
Итоговая диагностика 3 часа
9 класс
Входная диагностика 3 часа
Развитие и коррекция познавательной сферы 26 часов
Развитие внимания, памяти, мышления; приобретение знаний об окружающей
действительности,
способствующих
улучшению
социальных
навыков;
формирование развернутой монологической и диалогической речи. Умения
правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения
сообщения; становление понятийного аппарата и основных мыслительных
операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения; расширение словарного запаса.
Самопознание. Что я знаю о себе 10 часов
Формирование способности к самопознанию; зачем нужно знать себя, свое
тело, свой внутренний мир; умение определять личностные качества свои и других
людей; формирование адекватной самооценки; достоинства и недостатки; навыки
осуществления
контроля
за
своей
деятельностью,
овладение
контрольно-
оценочными действиями;
Развитие коммуникативных навыков. Я и другие 8 часов
Становление умения владеть средствами общения; формирование установок
на
взаимодействие
и
доброжелательное
отношение
к
одноклассникам;
формирование коллективного обсуждения заданий; установление позитивных
взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать
свое отношение к собеседнику; способности выражения собственного мнения,
формирование позитивного образа «Я».
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы 18 часов
Чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение
чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит,
анализировать собственное состояние; формирование умения идентифицировать
собственные эмоциональные состояния; понятие зависимости, понятия: «соблазн»,
«вредные привычки». Химические и эмоциональные зависимости; отработка
методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых; понятие
группового давления и принятие собственного решения; формирование навыков
выражения и отстаивания собственного мнения; поиск компромиссов, умение
противостоять групповому давлению; понятие насилия и права защищать свои
границы; формирование навыков противостояния групповому давлению и насилию
и осознание права и необходимости защищать себя; понятие «конфликт», отработка
умения выхода из конфликтных ситуаций; коррекция агрессивности обучающихся.
Итоговая диагностика 3 часа
Тематическое планирование
5 класс, 68 часов
№
Тема занятия
Деятельность обучающегося
1
Входная диагностика
Психодиагностика.
1
2
Входная диагностика
Психодиагностика.
1
3
Входная диагностика
Психодиагностика
1
общения
Дата
Дата
часов
план.
факт.
3 часа
Входная диагностика
Общение, виды
Кол-во
8 часов
4
Понимание контекстной
Выполняет
речи
упражнения, игровые задания
3
на развитие навыков общения и
взаимодействия:
"Карлсон
сказал",
"Литературный
пересказ",
"Зеркало
обезьяна",
и
"Компот",
"Путаница", "Взаимодействие",
"Комплимент" и т. д.
5
Чувства и эмоции
Выполняет
3
упражнения, игровые задания
на развитие навыков общения и
взаимодействия:
"Карлсон
сказал",
"Литературный
пересказ",
"Зеркало
обезьяна",
и
"Компот",
"Путаница", "Взаимодействие",
"Комплимент" и т. д.
6
Я и другие
Выполняет
2
упражнения, игровые задания
на развитие навыков общения и
взаимодействия:
"Карлсон
сказал",
"Литературный
пересказ",
"Зеркало
обезьяна",
и
"Компот",
"Путаница", "Взаимодействие",
"Комплимент" и т. д.
Развитие речи
16 часов
7
Развитие связной речи
Выполняет
упражнения: 2
рассказ по плану, сюжетный
рассказ,
пересказ
с
перестройкой текста, рассказ из
личного
опыта,
самостоятельное
сочинение,
дидактические игры на
развитие связной речи
8
Формирование навыков
Выполняет
выразительной речи
отработку
упражнения
на 2
правильной
артикуляции и дикции, для
развития
гибкости
упражнения
для
голоса,
постановки
нужной скорости чтения, темпа
и
ритма,
усвоения
упражнения
норм
произношения
логической
для
культуры
на
развитие
выразительности
для работы над жестами и
мимикой
9
Составление рассказа по
Выполняет
сюжетным картинкам
письменные
устные
упражнения,
учится
устанавливать
последовательность
работает
картинками
и 2
с
событий,
сюжетными
10
Составление рассказа по
Выполняет
картине
письменные
устные
упражнения,
учится
устанавливать
последовательность
работает
и 2
с
событий,
сюжетными
картинками
11
Составление
Выполняет
предложений из
письменные
заданных слов
учится
устные
упражнения,
устанавливать
последовательность
работает
и 2
с
событий,
сюжетными
картинками
12
Развитие навыков
Выполняет
общения
письменные
устные
упражнения,
учится
устанавливать
последовательность
работает
и 2
с
событий,
сюжетными
картинками
13
Развитие навыков
Выполняет
пересказа
письменные
устные
упражнения,
учится
устанавливать
последовательность
работает
и 2
с
событий,
сюжетными
картинками
14
Сочиняем и
Выполняет
иллюстрируем сказки
письменные
устные
упражнения,
учится
устанавливать
последовательность
работает
и 2
с
событий,
сюжетными
картинками
Внимание
12часо
в
15
Коррекция и развитие
Выполняет
устойчивости внимания
развитие
упражнения
на 2
устойчивости
внимания и анализ ситуаций с
проявлением
как
внимательности
свойства
"Лабиринт",
"Графический
диктант",
проба",
личности:
"Корректурная
"Что
изменилось
в
рисунках", "Путаница", "Кто
воспитаннее" и т. д.
16
Коррекция и развитие
Выполняет
переключения внимания.
развитие
упражнения
на 2
переключения
внимания и анализ ситуаций с
проявлением
как
внимательности
свойства
"Лабиринт",
личности:
"Графический
диктант",
"Корректурная
проба", "Что изменилось в
рисунках", "Путаница", "Кто
воспитаннее" и т. д.
17
Коррекция и развитие
Выполняет
упражнения
распределения
развитие
внимания.
внимания и анализ ситуаций с
распределения
проявлением
как
внимательности
свойства
"Лабиринт",
диктант",
проба",
на 2
личности:
"Графический
"Корректурная
"Что
изменилось
рисунках", "Путаница", "Кто
воспитаннее" и т. д.
в
18
Коррекция и развитие
Выполняет
упражнения
на 2
объема внимания
развитие объема внимания и
анализ ситуаций с проявлением
внимательности как свойства
личности:
"Лабиринт",
диктант",
"Графический
"Корректурная
проба",
"Что
изменилось в рисунках",
"Путаница", "Кто воспитаннее"
и т. д.
19
Развитие
Выполняет
упражнения 2
наблюдательности
«Измеряем на глазок», «Делим
на части», «Что за картина?»,
игра
«Угадай
голоса»,
«Развиваем
наблюдательность»,
«Самые
наблюдательные», «Взвесь в
руках»,
«Развиваем
чувство
времени»
20
Поиск ошибок в тексте
Выполняет
письменные 2
упражнения на поиск ошибок в
тексте.
12часо
Память
в
21
Коррекция и развитие
Выполняет
зрительной памяти
развитие запоминания с опорой
и
без
упражнения
опоры,
конкретным
на 2
обучается
приёмам
запоминания
и
воспроизведения
Выполняет упражнения:
«Найдите фигуры»; «Посмотри
и запомни»; «Что изменилось»;
«Продолжи
ряд»;
«Заполни
квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что
и сколько?»; «Зашифрованная
картинка»; «Узнай по звуку»;
«Телеграфисты»;
«Магнитофон»;
«Запомни
картинку»; «Угадай по голосу»;
22
Коррекция и развитие
Обучается
слуховой памяти
приёмам
конкретным 2
запоминания
и
воспроизведения:
-
связь
запоминаемого
с
хорошо известным предметом,
действием, событием; - умение
находить в предметах сходство
и
различие;
смысловых
установление
связей
и
их
последовательности;
- понимание того, где и для
чего понадобятся те или иные
сведения. Выполняет
упражнения:
«Кто,
что
и
сколько?»; «Узнай по звуку»;
«Телеграфисты»; «Магнитофон
«Угадай по голосу»;
23
Коррекция и развитие
Выполняет
логической памяти
развитие запоминания с опорой
и
без
упражнения
опоры,
на 2
обучается
конкретным
приёмам
запоминания
и
воспроизведения:
-
связь
запоминаемого
с
хорошо известным предметом,
действием, событием; - умение
находить в предметах сходство
и
различие;
смысловых
установление
связей
и
их
последовательности;
- понимание того, где и для
чего понадобятся те или иные
сведения.
Выполняет
упражнения:
«Найдите
фигуры»;
«Посмотри
и
запомни»; «Что изменилось»;
«Продолжи
ряд»;
«Заполни
квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что
и сколько?»; «Зашифрованная
картинка»; «Узнай по звуку»;
24
25
Запоминание и
Выполняет
упражнения 2
воспроизведение
«Пословицы»,
«Предметы»,
наглядного и словесного
«Города»,
положил
материала
мешок»
Игровые тренинги для
Выполняет
развития памяти
«Пословицы»,
«Предметы»,
«Города»,
положил
«Я
в
упражнения 2
«Я
мешок», песни
в
26
Использование для
Выполняет
упражнения
запоминания
развитие запоминания с опорой
вспомогательных
и
средств
конкретным
без
опоры,
на 2
обучается
приёмам
запоминания
и
воспроизведения.
Выполняет
упражнения:
фигуры»;
«Найдите
«Посмотри
и
запомни»; «Что изменилось»;
«Продолжи
ряд»;
«Заполни
квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что
и сколько?»; «Зашифрованная
картинка»; «Узнай по звуку»;
14часов
Мышление
27
Развитие наглядно
Выполняет
действенного мышления
«Найди
упражнения: 2
образец»;
слово»;
«Отгадай
«Продолжи
«Составление
ряд»;
разрезных
картинок»; «Пятый лишний»;
«Букет»;
«Посмотри
запомни»;
предложение
и
«Придумай
с
заданным
словом»; «Птица, зверь, рыба»;
«Кто
слово».
больше»;
«Продолжи
28
Развитие наглядно
Выполняет
образного мышления
«Найди
упражнения: 2
образец»;
слово»;
«Отгадай
«Продолжи
«Составление
ряд»;
разрезных
картинок»; «Пятый лишний»;
«Букет»;
«Посмотри
запомни»;
и
«Придумай
предложение
с
заданным
словом»; «Птица, зверь, рыба»;
«Кто
больше»;
«Продолжи
слово».
29
Развитие элементов
Выполняет
логического мышления
«Найди
упражнения: 2
образец»;
слово»;
«Отгадай
«Продолжи
«Составление
ряд»;
разрезных
картинок»; «Пятый лишний»;
«Букет»;
«Посмотри
запомни»;
и
«Придумай
предложение с заданным
словом»; «Птица, зверь, рыба»;
«Кто
больше»;
«Продолжи
слово».
30
Коррекция
и
развитие Выполняет упражнения на
способности
обобщению
2
к сравнение предметов, «Назови
слова», «Назови соседа»,
«Четвертый лишний»
31
Коррекция и развитие
Выполняет упражнения «Найди 2
ассоциативного
общее
мышления
пропущенные числа», «Какой
название»,
«Найди
фигуры не хватает?», «Вставь
недостающее
слово»,
«Восстанови рисунок по коду».
32
Развитие мыслительных Выполняет упражнения
операций
синтеза,
анализа
2
и «Анаграммы»,
установление «Грамматическая арифметика»,
закономерностей
«Вставь недостающее слово»,
«Какой фигуры не хватает?»,
«Нарисуй такого же лебедя, но
в зеркальном отражении»
33
Развитие способности к Выполняет
объединению частей в «Запиши
систему.
упражнения 2
одним
словом»,
«Восстанови слова», «Проведи
аналогию», «Какой фигуры не
хватает?»,
«Восстанови
рисунок по коду».
3 часа
Итоговая диагностика
34
Итоговая диагностика
Психодиагностика.
1
35
Итоговая диагностика
Психодиагностика.
1
36
Итоговая диагностика
Психодиагностика.
1
Тематическое планирование
6 класс, 68 часов
№
Тема занятия
Деятельность обучающегося
Кол-во
Дата
Дата
часов
план.
факт.
3 часа
Входная диагностика
1
Входная диагностика
Психодиагностика.
1
2
Входная диагностика
Психодиагностика.
1
3
Входная диагностика
Психодиагностика
1
Эмоционально –
волевая сфера
18 часов
4
Мой характер
Выполняет упражнения:
работа
с
картинками,
2
сюжетными
выполнение
устных и письменных заданий,
просмотр мультфильмов
5
Каскад характеров
Выполняет упражнения:
работа
с
картинками,
2
сюжетными
выполнение
устных и письменных заданий,
просмотр мультфильмов
6
Что такое воля?
Выполняет упражнения:
работа
с
картинками,
2
сюжетными
выполнение
устных и письменных заданий,
просмотр мультфильмов
7
Межличностные
Выполняет
отношения.
упражнения, игровые задания
2
на развитие навыков общения и
взаимодействия:
«Литературный пересказ»,
«Взаимодействие»,
«Комплимент» и т. Д.
8
Культура общения
Выполняет
упражнения, игровые задания
на развитие навыков общения и
взаимодействия:
«Литературный пересказ»,
«Взаимодействие»,
«Комплимент» и т. Д.
2
9
Развитие навыков
Выполнение
самоконтроля
аналогии и сравнивание его с
образцом
по
задания
элементам:
по 2
-
узоры; - корректурные пробы с
последующей проверкой
- шифровки
10
Самооценка,
Выполнение
взаимооценка.
аналогии и сравнивание его с
образцом
по
задания
элементам:
по 2
-
узоры; - корректурные пробы с
последующей проверкой
- шифровки
11
Умение сотрудничать
Ролевые игры, ответы на
2
вопросы, рисование,
раскрашивание,
обсуждение,
сюжетными
выполнение
работа
с
картинками
устных
и
письменных заданий, просмотр
мультфильмов
12
Навыки саморегуляции
Ролевые
игры,
вопросы,
ответы
на 2
рисование,
раскрашивание,
обсуждение,
сюжетными
выполнение
работа
с
картинками
устных
и
письменных заданий, просмотр
мультфильмов
Коррекция и развитие
26
внимания и памяти
часов
13
Особенности внимания
Выполняет
упражнения
на 2
развитие внимания и анализ
ситуаций
с
проявлением
внимательности как свойства
личности:
«Лабиринт»,
«Графический
диктант»,
«Корректурная проба», «Что
изменилось
в
рисунках»,
«Путаница»,
«Кто
воспитаннее» и т. Д.
14
Коррекция устойчивости
Выполняет
внимания
развитие
упражнения
на 2
устойчивости
внимания и анализ ситуаций с
проявлением
внимательности
как свойства личности:
«Лабиринт»,
диктант»,
«Графический
«Корректурная
проба», «Что изменилось в
рисунках», «Путаница», «Кто
воспитаннее» и т. Д.
15
Распределение внимания Выполняет
развитие
упражнения
на 2
распределения
внимания и анализ ситуаций с
проявлением
внимательности
как свойства личности:
«Лабиринт»,
диктант»,
«Графический
«Корректурная
проба», «Что изменилось в
рисунках», «Путаница», «Кто
воспитаннее» и т. Д.
16
Коррекция
Выполняет
упражнения
распределения внимания развитие
на 2
распределения
внимания и анализ ситуаций с
проявлением
внимательности
как свойства личности:
«Лабиринт»,
диктант»,
«Графический
«Корректурная
проба», «Что изменилось в
рисунках», «Путаница», «Кто
воспитаннее» и т. Д.
17
Умение слушать
Выполняет
развитие
упражнения
умения
на 2
слушать,
ответы на вопросы по
прослушанному, рисование
18
Воспроизведение
Выполняет
прочитанного текста
развитие
упражнения
умения
на 2
слушать,
ответы на вопросы по
прослушанному, рисование
19
20
Целенаправленность
Выполняет упражнения по
действий
инструкции, алгоритму
Работа по алгоритму
Выполняет упражнения по
инструкции, алгоритму
2
2
21
Коррекция и развитие
Выполняет
зрительной памяти.
развитие запоминания с опорой
и
без
упражнения
опоры,
конкретным
обучается
приёмам
запоминания
и
воспроизведения;
фигуры»;
на 2
«Найдите
«Посмотри
и
запомни»; «Что изменилось»;
«Продолжи
ряд»;
«Заполни
квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что
и сколько?»; «Зашифрованная
картинка»
22
Развитие объема
Выполняет
кратковременной
развитие запоминания с опорой
слуховой памяти.
и
без
упражнения
опоры,
конкретным
обучается
приёмам
запоминания
и
воспроизведения;
фигуры»;
на 2
«Найдите
«Посмотри
и
запомни»; «Что изменилось»;
«Продолжи
ряд»;
«Заполни
квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что
и сколько?»; «Зашифрованная
картинка»
23
Развитие вербальной
Выполняет
упражнения
на 2
памяти
развитие вербальной памяти с
опорой и без опоры, обучается
конкретным
запоминания
воспроизведения
приёмам
и
24
Опосредованное
Выполняет
упражнения
на 2
запоминание.
запоминание с опорой и без
опоры, обучается конкретным
приёмам запоминания и
воспроизведения
25
Тренинг на коррекцию
Выполняет
упражнения
на 2
памяти и внимания
запоминание с опорой и без
опоры, обучается конкретным
приёмам запоминания и
воспроизведения
26
Коррекция и развитие
18
мышления
часов
Наглядно-образное
Выполняет
мышление
«Найди
упражнения: 2
образец»;
слово»;
«Отгадай
«Продолжи
«Составление
ряд»;
разрезных
картинок»; «Пятый лишний»;
«Букет»;
«Посмотри
запомни»;
предложение
и
«Придумай
с
заданным
словом»; «Птица, зверь, рыба»;
«Кто
слово».
больше»;
«Продолжи
27
Развитие операций
Выполняет
логического мышления
«Найди
упражнения: 2
образец»;
слово»;
«Отгадай
«Продолжи
«Составление
ряд»;
разрезных
картинок»; «Пятый лишний»;
«Букет»;
«Посмотри
запомни»;
предложение
и
«Придумай
с
заданным
словом»; «Птица, зверь, рыба»;
«Кто
больше»;
«Продолжи
слово».
28
Развитие
умения
и
коррекция Выполняет упражнения на
сравнивать
обобщать
4
и сравнение предметов, «Назови
слова», «Назови соседа»,
«Четвертый лишний»
29
Развитие и коррекция
Выполняет упражнения
умения
«Анаграммы»,
классифицировать
«Грамматическая арифметика»,
2
«Вставь недостающее слово»,
«Какой фигуры не хватает?»,
«Нарисуй такого же лебедя, но
в зеркальном отражении»
30
Развитие и коррекция
Выполняет упражнения
логических операций
«Анаграммы»,
8
«Грамматическая арифметика»,
«Вставь недостающее слово»,
«Какой фигуры не хватает?»,
«Нарисуй такого же лебедя, но
в зеркальном отражении»
3 часа
Итоговая диагностика
31
Итоговая диагностика
Психодиагностика.
1
32
Итоговая диагностика
Психодиагностика.
1
33
Итоговая диагностика
Психодиагностика.
1
Тематическое планирование
7 класс, 68 часов
№
Тема занятия
Деятельность обучающегося
Кол-во
Дата
часов
план. факт.
3 часа
Входная диагностика
1
Входная диагностика
Психодиагностика.
1
2
Входная диагностика
Психодиагностика.
1
3
Входная диагностика
Психодиагностика.
1
Развитие
крупной
мелкой
18
и
моторики;
часов
графомоторных
навыков
4
Обучение
Выполняет
простейшие 2
целенаправленным
задания
действиям по
инструкции
трехзвенной инструкции
последующим
педагога
воспроизведением
по
словесной
психолога
с
речевым
действия.
Три вида упражнений: - по
показу; - по памяти («Сделай
точно так, как я», «Сравни,
правильно ли сделал»); - по
словесной инструкции.
Дата
5
Совершенствование
Координирует движения кисти 2
точности мелких
руки и пальцев (удержание,
движений рук
смена позы). Упражняется с
крупной
мозаикой,
пуговицами,
шнурками.
рисует
линейки.
бусами,
молниями,
Плетет
линии
с
косички,
помощью
Сгибает
бумагу,
завязывает узлы и бантики.
Разрывает бумагу.
6
Обводка контуров
Рисует
линии,
обводит
предметных
трафарету, по контуру; рисует
изображений, штриховка геометрические
по 2
фигуры,
простые
предметы,
раскрашивает,
штрихует,
рисует
геометрические
орнаменты, обводит контуры
по точкам, учится безотрывно
обводить простые и сложные
контуры; работает с линейкой,
выполняет построение линий,
отрезков,
геометрических
фигур по данным точкам.
7
Обводка контуров
Рисует
линии,
обводит
предметных
трафарету, по контуру; рисует
изображений, штриховка геометрические
по 2
фигуры,
простые
предметы,
раскрашивает,
штрихует,
рисует геометрические
орнаменты, обводит контуры
по точкам, учится безотрывно
обводить простые и сложные
контуры; работает с линейкой,
выполняет построение линий,
отрезков,
геометрических
фигур по данным точкам.
8
Вырезание ножницами из Вырезает
ножницами 2
бумаги по контуру
предметные изображения по
предметных
контуру
изображений
9
Работа в технике
Учится выполнять аппликации,
«объемной» и «рваной»
развивает мелкую моторику,
аппликации
творческое мышление,
2
внимание
10
11
Выполнение фигур
Сгибание бумаги. Вырезание
оригами
ножницами прямых полос
Графический диктант
Выполняет
упражнения
словесной
и
2
по 2
зрительной
инструкции
12
Шнуровки
Выполняет
шнуровок,
различные
виды 2
нанизывание
бусинок
Тактильно
10
двигательное
часов
восприятие
13
Определение
Выполняет специальные
предметов на ощупь
обследующие движения:
2
поглаживание, разминание,
постукивание, сжимание;
выделяет разные свойства и
качества – мягкие, жесткие;
крупные, мелкие; холодные,
теплые
14
Восприятие
Выполняет
упражнения: 2
поверхности на
«Чудесный
мешочек»,
ощупь с закрытыми
«Определи на ощупь: большие
глазами
и маленькие предметы»,
«Догадайся, что за предмет»,
«Узнай фигуру», «Собери
матрешку». Лепка из
пластилина: «Ощупай и слепи».
(гладкая, шершавая, колючая,
пушистая)
15
16
Работа с пластилином и
Работает с пластилином и
глиной
глиной
Собирание картинок из
Собирает пазлы
2
Работа с песком и
Выполняет поделки из
2
крупами
различных круп по образцу
2
частей пазлов,
17
Кинестетическое и
кинетическое развитие
8 часов
18
Формирование
Выполняет упражнения
ощущений от
на: «смену положения
статических и
туловища»; «смену
динамических поз
качества
различных частей
«движение
тела
направлениях» и
2
движения»;
в
разных
«использование при этом
разных уровней пространства»
(верх, низ, середина).
19
Формирование
Выполняет упражнения
умения быстро
на:
реагировать на смену поз
движений, «движение в разных
точное
2
копирование
направлениях» и
«использование при этом
разных уровней пространства»
(верх, низ, середина).
20
Работа над
Овладевает
выразительностью
выразительными
движений
движениями, приемами
2
расслабления, освобождения от
мышечных зажимов, снятия
напряжения и эмоционального
раскрепощения
21
Спортивные игры
Овладевает
выразительными
движениями, приемами
расслабления, освобождения от
мышечных зажимов, снятия
напряжения и эмоционального
раскрепощения
2
Восприятие
12
формы,
величины,
цвета.
часов
Конструирование
предметов
22
Сравнение и
Выполняет
упражнения: 2
обозначение словом
«Волшебный
формы предметов
фигуры», «Каждую фигуру на
мел»,
«Назови
свое место», «Найди предмет
указанной формы», «Из каких
фигур состоит?».
23
Комбинирование
Конструирует из
разных форм из
геометрических форм
2
геометрического
конструктора
24
Сравнение и
Классифицирует предметы и их 2
обозначение словом
изображения по форме
величины разных
(длинный и широкий, узкий и
предметов по двум
короткий)
параметрам
25
26
Составление
Складывает разрезные
сериационных рядов
картинки: «Половинки»,
по величине из 4-5
«Собери картинку», работает с
предметов
сериационными рядами
Группировка
Учится классифицировать,
предметов по
группировать
самостоятельно
выделенному признаку
2
2
27
Составление
Складывает разрезные
сериационного ряда
картинки: «Половинки»,
из 4-5 кругов разной
«Собери картинку», работает с
насыщенности одного
сериационными рядами
2
цвета
Развитие
6 часов
зрительного
восприятия
и
зрительной памяти
28
Нахождение
Выполняет упражнения на:
отличительных и
развитие восприятия формы
общих признаков на
предметов, соотнесение
наглядном материале
предметов по величине:
3
«Веселые фигуры», «Отгадай
фигуру», «Дорисуй фигуры»,
«Сравни по длине, ширине,
высоте». Обследование
предметов, состоящих из 3-4
деталей, по инструкции
педагога.
29
Сравнение трех
Выполняет упражнения на:
предметов,
сравнение формы
отличающихся
предметов, соотнесение
незначительными
предметов по величине:
3
качествами и свойствами «Веселые фигуры», «Отгадай
фигуру», «Дорисуй фигуры»,
«Сравни по длине, ширине,
высоте» Обследование
предметов, состоящих из 3 – 4
деталей, по инструкции
педагога.
Восприятие времени
8 часов
30
Длительность
Учится ориентироваться в
временных интервалов
частях суток (утро, день, вечер,
2
ночь). Выполняет упражнения
на «Сутки». Дидактическая
игра «Части суток».
Последовательность
событий
времени
суток).
(смена
Дидактические
игры
и
упражнения: «В какое время
суток это бывает?», «День и
ночь»
31
Сутки. Неделя. Месяц.
Учится ориентироваться в
2
частях суток (утро, день, вечер,
ночь). Выполняет упражнения
на «Сутки». Дидактическая
игра «Части суток».
Последовательность
событий
времени
суток).
(смена
Дидактические
игры
и
упражнения: «В какое время
суток это бывает?», «День и
ночь»
32
Времена года
Учится
временах
признаки
ориентироваться
года,
во 4
определяет
времен
года.
Последовательность
событий
времени
суток).
(смена
Дидактические
игры
и
упражнения: «В какое время
суток это бывает?», «День и
ночь»
3 часа
Итоговая диагностика
33
Итоговая диагностика
Психодиагностика
1
34
Итоговая диагностика
Психодиагностика
1
35
Итоговая диагностика
Психодиагностика
1
Тематическое планирование
8 класс, 68 часов
№
Тема занятия
Деятельность
Кол-во
Дата
обучающегося
часов
план. факт.
3 часа
Входная диагностика
1
Входная диагностика
Психодиагностика.
1
2
Входная диагностика
Психодиагностика.
1
3
Входная диагностика
Психодиагностика.
1
4
Развитие и коррекция
26
познавательной сферы
часов
Увеличение
объема Рисование, раскрашивание, 2
внимания
наблюдательности
и работа
с
сюжетными
картинками
выполнение
устных
письменных
и
заданий, работа с мозаикой,
паззлами
5
Увеличение уровня
Рисование, раскрашивание, 2
распределения внимания
работа
с
сюжетными
картинками
выполнение
устных
письменных
и
заданий, работа с мозаикой,
паззлами
Дата
6
Усиление концентрации и
Рисование, раскрашивание, 2
устойчивости внимания
работа
с
сюжетными
картинками
выполнение
устных
письменных
и
заданий, работа с мозаикой,
паззлами
7
Тренировка переключения
Рисование, раскрашивание, 2
внимания
работа
с
сюжетными
картинками
выполнение
устных и письменных
заданий, работа с мозаикой,
паззлами
8
Коррекция различных видов
Рисование, раскрашивание, 2
внимания
работа
с
сюжетными
картинками
выполнение
устных и письменных
заданий, работа с мозаикой,
паззлами
9
Коррекция зрительной
Рисование, раскрашивание, 2
памяти
работа
с
сюжетными
картинками
выполнение
устных и письменных
заданий, работа с мозаикой,
паззлами
10
Коррекция слуховой памяти
Рисование, раскрашивание, 2
работа
с
сюжетными
картинками
выполнение
устных
письменных
и
заданий, работа с мозаикой,
паззлами
11
Развитие ассоциативной
Ролевые игры, ответы на 2
памяти
вопросы,
рисование,
раскрашивание,
обсуждение,
работа
сюжетными
картинками
выполнение
письменных
устных
с
и
заданий,
просмотр мультфильмов
12
Коррекция различных видов
Ролевые игры, ответы на 2
памяти
вопросы,
рисование,
раскрашивание,
обсуждение,
работа
сюжетными
картинками
выполнение
письменных
устных
с
и
заданий,
просмотр мультфильмов
13
Развитие
мыслительных Ролевые игры, ответы на 2
навыков: классификация и вопросы,
обобщение
рисование,
раскрашивание,
обсуждение,
работа
сюжетными
картинками
выполнение
письменных
устных
с
и
заданий,
просмотр мультфильмов
14
Развитие
мыслительных Ролевые игры, ответы на 2
навыков: классификация и вопросы,
обобщение
рисование,
раскрашивание,
обсуждение,
работа
сюжетными
картинками
выполнение
письменных
устных
с
и
заданий,
просмотр мультфильмов
15
Причинно-следственные
Ролевые игры, ответы на 4
отношения
вопросы,
рисование,
раскрашивание,
обсуждение,
работа
сюжетными
картинками
выполнение
письменных
устных
с
и
заданий,
просмотр мультфильмов
8
Самопознание
часов
16
Закрепление знаний о своем
Ролевые игры, ответы на 2
теле
вопросы,
рисование,
раскрашивание,
обсуждение,
работа
с
сюжетными
картинками
выполнение устных и
письменных заданий
17
Развитие навыков
Ролевые игры, ответы на 2
самопознания
вопросы,
рисование,
раскрашивание,
обсуждение,
работа
сюжетными
картинками
выполнение
устных
с
и
письменных заданий
18
Развитие представлений о
Ролевые игры, ответы на 2
своих возможностях
вопросы,
рисование,
раскрашивание,
обсуждение, работа с
сюжетными картинками
выполнение устных и
письменных заданий
19
Формирование навыка
Ролевые игры, ответы на 2
уверенного поведения
вопросы,
рисование,
раскрашивание,
обсуждение,
работа
сюжетными
картинками
выполнение
устных
с
и
письменных заданий
8
Развитие и
совершенствование
часов
коммуникативных
навыков
20
Коррекция и развитие
Ролевые
игры,
навыков общения
мультфильмов,
анализ 3
работа
с
ситуационными картинками
21
Развитие умения вступления
Ролевые
игры,
в контакт
мультфильмов,
анализ 3
работа
с
ситуационными картинками
22
Поведение в общественных
Ролевые
игры,
местах
мультфильмов,
анализ 2
работа
с
ситуационными картинками
Развитие и коррекция
20
эмоционально-волевой
часов
сферы
23
Расширение знаний о
Ролевые
игры,
чувствах и эмоциях
мультфильмов,
анализ 2
работа
с
ситуационными картинками,
выполнение письменных и
устных заданий
24
Формирование умения
Ролевые
игры,
выражать свои чувства
мультфильмов,
анализ 2
работа
с
ситуационными картинками,
выполнение письменных и
устных заданий
25
Формирование потребности
Ролевые игры, работа с
в саморегуляции
ситуационными картинками,
2
выполнение письменных и
устных заданий
26
Развитие
Ролевые
игры,
анализ 2
представлений об опасности
мультфильмов,
вредных привычек
ситуационными картинками,
работа
с
выполнение письменных и
устных заданий
27
Формирование
Ролевые
игры,
представлений об
мультфильмов и рассказов,
ответственности и доверии
работа
с
анализ 2
ситуационными
картинками,
выполнение
письменных и устных
заданий
28
Формирование
умения Ролевые игры, работа с
контролировать
4
свое ситуационными картинками,
поведение
выполнение письменных и
устных заданий
29
Конфликт. Развитие умения Ролевые
выходить
из
игры,
анализ 6
проблемной мультфильмов и рассказов,
ситуации
работа
с
ситуационными
картинками, выполнение
письменных и устных
заданий
Итоговая диагностика
3 часа
30
Итоговая диагностика
Психодиагностика
1
31
Итоговая диагностика
Психодиагностика
1
32
Итоговая диагностика
Психодиагностика
1
Тематическое планирование
9 класс, 68 часов
№
Тема занятия
Деятельность
Кол-во
Дата
обучающегося
часов
план. факт.
3 часа
Входная диагностика
1
Входная диагностика
Психодиагностика.
1
2
Входная диагностика
Психодиагностика.
1
3
Входная диагностика
Психодиагностика.
1
4
Развитие и коррекция
26
познавательной сферы
часов
Коррекция внимания,
Выполнение письменных и 6
памяти, мышления
устных упражнений, Закрась
по образцу», «Закрась по
цифрам»,
маршрута,
проговаривание
«Узоры
по
клеточкам»,
«Раскрась
правильно»,
«расставь
слова», «срисуй фигуры»,
«найди одинаковые»
Дата
5
Коррекция восприятия
Выполнение письменных и 2
устных упражнений, Закрась
по образцу», «Закрась по
цифрам»,
маршрута,
проговаривание
«Узоры
по
клеточкам»,
«Раскрась
правильно»,
«расставь
слова», «срисуй фигуры»,
«найди одинаковые»
6
Развитие воображения
Выполнение письменных и 2
устных упражнений, Закрась
по образцу», «Закрась по
цифрам»,
маршрута,
проговаривание
«Узоры
по
клеточкам»,«Раскрась
правильно»,«расставь
слова», «срисуй фигуры»,
«найди одинаковые»
7
Приобретение знаний,
Рассказ по картинкам,
способствующих
Составление плана действий
улучшению социальных
при помощи графических
навыков
символов, Составление
6
программы действий на
учебном материале
(решение примеров, задач,
выполнение упражнений,
состоящих из нескольких
действий)
8
Формирование развернутой
Рассказ по картинкам,
монологической и
пересказ, ответы на вопросы
диалогической речи
4
9
Становление
аппарата
понятийного Выполнение
и
мыслительных
упражнений 6
основных «Опиши
картинку»,
операций: «Повторяй
за
мной».
анализа, синтеза, сравнения «Группировка
слов»,
и обобщения.
пару»,
«Свяжи
«Ассоциации»,
«Ключевые
слова».
Обучение
мнемотехникам,
Развитие
пространственных
представлений.
словесно
–
Развитие
логического
мышления.
Развитие
логического мышления:
абстрагирование,
установление
закономерностей
10
Самопознание. Что я знаю
10
о себе
часов
Формирование способности
Выполнение
задания
по 2
к самопознанию
аналогии и сравнивание его
с образцом по элементам: узоры;
-
корректурные
пробы с последующей
проверкой - шифровки
11
Формирование адекватной
Выполнение
задания
по 2
самооценки
аналогии и сравнивание его
с образцом по элементам: узоры;
-
корректурные
пробы с последующей
проверкой - шифровки
12
Достоинства и недостатки
Анализ видеороликов,
выполнение письменный и
устных заданий
2
13
Овладение контрольно
Составление плана проверки 4
оценочными действиями
задания;
задания
Выполнение
по
аналогии
и
сравнивание его с образцом
по элементам: - узоры; корректурные
пробы
с
последующей проверкой
- шифровки
8
Развитие
коммуникативных
часов
навыков. Я и другие
14
Становление умения владеть
Ролевые игры, выполнение
средствами общения
устных и письменных
2
заданий, эмоции
15
Установление
позитивных Ролевые игры, выполнение
взаимоотношений
окружающими
16
Выражение
мнения,
3
с устных и письменных
заданий, эмоции
собственного Ролевые игры, выполнение
3
формирование устных и письменных
позитивного образа «Я»
заданий, эмоции
Развитие и коррекция
18
эмоционально-волевой
часов
сферы
17
Чувства, сложности
Ролевые игры, выполнение 2
идентификации чувств
устных
заданий,
и
письменных
работа
с
ситуационными картинками
18
Понятия «зависимость,
Ролевые игры, выполнение 2
соблазн, вредные привычки» устных
и
заданий,
письменных
работа
с
ситуационными картинками
19
20
Отработка методов
Ролевые игры, выполнение 2
противостояния внешнему
устных
воздействию ровесников и
заданий,
взрослых
ситуационными картинками
Понятие
давления
и
письменных
работа
с
группового Ролевые игры, выполнение 2
и
принятие устных
собственного решения
и
заданий,
письменных
работа
с
ситуационными картинками
21
Формирование
выражения
и
навыков Ролевые игры, выполнение 2
отстаивания устных
собственного мнения
и
заданий,
письменных
работа
с
ситуационными картинками
22
Понятие
«конфликт», Ролевые игры, выполнение 8
отработка умения выхода из устных
конфликтных ситуаций.
заданий,
и
письменных
работа
с
ситуационными картинками
3 часа
Итоговая диагностика
23
Итоговая диагностика
Психодиагностика
1
24
Итоговая диагностика
Психодиагностика
1
25
Итоговая диагностика
Психодиагностика
1
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, принтер.
Дидактический материал: раздаточный дидактический материал; пластилин,
мозаика, пазлы, учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша»; учебноигровое пособие «Цветные счетные палочки»; пособия для развивающего обучения
«Когнитивное развитие»;
научно-популярное издание серия «Почемучкины
книжки»;
Литература
Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников:
популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия
развития, 1996. Воронина Т.П. Дислексия, или Почему ребенок плохо
читает?– Ростов на Дону: Феникс, 2015
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников
(психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV
классов). Часть 1. Книга для учителя. – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников
(психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV
классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. - – 4-е
изд., стер. – М.: «Ось 89», 2008.
1000 упражнений. Графические навыки, внимание./ Сост. В.Г.Дмитриева. –
М.: Издательство АСТ, 2016
1000 упражнений. Рисуем по клеточкам./ Сост. В.Г.Дмитриева. – М.:
Издательство АСТ, 2016
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении
умственно отсталых дошкольников: кн. для учителя. М.: БУК-МАСТЕР, 1993.
Мамаева В.В. Логика. Санкт-Петербург. Издательская группа «Азбукаклассика», 2010 Жукова О.С. Простые и увлекательные упражнения по
обучению чтению. М.: - Астрель, 2010
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в
развитии: сборник игр и игровых упражнений. М.: Книголюб», 2007. Семаго
Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей
дошкольного и младшего школьного возраста – Москва «Айрис - пресс», 2007
г. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в
развитии: Кн. для педагога-дефектолога. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2006. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Детям о времени: популярное пособие
для родителей и педагогов.
Интернет ресурсы:
Копилка дидактических игр (где можно посмотреть и скачать)
Игры для развития речи:
http://doshvozrast.ru/igra/igra.htm
http://doshvozrast.ru/igra/igradidakt04.htm
http://www.iulyaplatonowa.narod.ru/kartoteka_igr/didakticheskie_igri_po_razvitiyu_rechi
/ http://detskieradosti.ru/load/107-1-0-9278
Игры для развития фонематического слуха:
http://detsad-kitty.ru/metod/6479-igry-dlya-razvitiya-fonematicheskogo-sluxa.html
http://bebi.ucoz.ru/publ/32-1-0-162
http://www.maaam.ru/detskijsad/igry-razvivayuschie-fonematicheskii-sluh.html
Пальчиковые игры:
http://maminsite.ru/early.files/early8.html
http://vscolu.ru/articles/palchikovye-igry-dlya-detej.html
http://www.school.edu.ru/default.asp