Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа КРЗ УО (вариант 1) 5-9 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Администрация г.о. Сокольский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сокольская
средняя школа
ПРИЛОЖЕНИЕ 17
к адаптированной основной
общеобразовательной программе
образования обучающихся с легкой
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(5-9 класс)
МБОУ Сокольской СШ,
утвержденной приказом
от 29.08.2024 г. № 581

Рабочая программа коррекционного курса
«Коррекционно-развивающие занятия»
в условиях реализации ФАООП УО (вариант 1) в 5-9
классах

Пояснительная записка
Цель коррекционного курса заключается в применении разных форм
взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление
проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных

отношений

учащихся;

формирование

навыков

адекватного

поведения.
Задачи коррекционного курса:
1. Развитие познавательных способностей обучающихся:
- развитие сенсорных процессов;
- развитие психомоторных процессов;
- развитие познавательных мотивов;
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления;
- развитие произвольной слуховой и зрительной памяти;
- развитие произвольного внимания;
- развитие самостоятельности, творческого подхода в решении задач.
2. Развитие эмоционально-личностной сферы:
- воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и
сопереживания;
- развитие произвольности поведения;
- развитие рефлексии (осознания) эмоций, их проявления у себя и окружающих;
- работа с эмоциональными проблемами (страхи, тревожность, самооценка);
- мотивационная готовность к принятию позиции школьника.
3. Развитие коммуникативных навыков:
- обогащение поведенческого репертуара обучающихся социально приемлемыми
навыками взаимодействия в конфликтной ситуации, игровой ситуации, ситуации
повседневного общения;
- развитие средств невербального общения;
- формирование умений сотрудничать, работать в группе;
-развитие рефлексии (умения анализировать собственное поведение, поступки,
качества личности, эмоции и чувства);

- обучение приемлемым способам выражения негативных эмоций (гнева, обиды,
раздражения).
Общая характеристика коррекционного курса
Дети с умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием
мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных
знаний. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления
отмечается

своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи:

фонетико фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной
и тяжелой

степенью умственной отсталости затруднено или невозможно

формирование устной и

письменной речи. Для них характерно ограниченное

восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого
понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и
предмета, слова и действия. Ввиду этого при обучении данной категории детей
используются разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание
обучающихся

с

неустойчивое,

отличается

истощаемости,

умеренной

и

тяжелой

низким

отвлекаемости.

умственной

уровнем

Слабость

отсталостью

продуктивности

активного

из-за

внимания

крайне
быстрой

препятствует

решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых
учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительномоторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить
в ней главное и установить причинно- следственные связи, перенести знакомое
сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном
использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной
положительная динамика общего психического развития детей, особенно при
умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.
Программа строится на основе дифференцированного обучения. В структуре
занятий предусматривается сочетание разных видов деятельности: (музыкальноритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др.), в процессе которых
и решаются задачи сенсорного и моторного развития детей. В основе программы
лежит комплексный подход, который предполагает решение на одном занятии
разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это

способствует целостному психическому развитию ребенка.
В ходе коррекционной работы обеспечиваются условия для достижения
обучающимися универсальных учебных действий. Формирование УУД является
целенаправленным,

системным

процессом,

который

реализуется

через

все

предметные области, внеурочную и коррекционно-воспитательную деятельность, в
том числе на психокоррекционных занятиях. Особенность психокоррекционной
работы состоит в том,

что она направлена на оказание помощи детям,

испытывающим трудности в обучении и социализации. Программа и содержание
психокоррекционной работы в первую очередь

способствует формированию

универсальных учебных умений:
∙ Коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации
общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание;
контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения;
извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
∙ Умения использовать знаковые системы и символы для моделирования
объектов и отношений между ними;
∙ Умений выполнять простейшие логические действия, сравнения, нахождения
общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия;
выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие
формы и методы работы:
— индивидуальные занятия,
— игры, упражнения, этюды,
— психокоррекционные методики и технологии,
— беседы с обучающимися,
— организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и
др.).
Описание места коррекционного курса в учебном плане Программа для 5-9
классов рассчитана на 68 часов в каждом классе, по 2 часа в

неделю. Форма

организации психокоррекционных занятий групповая и индивидуальная.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Личностные

результаты

освоения

АООП

образования

включают

индивидуально личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения коррекционного курса относятся:
1) сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; ценностей многонационального
российского

общества;

становление

гуманистических

и

демократических

ценностных ориентаций;
2) сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир
в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)

развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций; 10) сформированность установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметными результатами освоения коррекционного курса являются
формирование следующих умений:

5 класс
Минимальный уровень:
Проговаривать последовательность действий.
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
Обобщать, делать несложные выводы;
Находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
Различать «наложенные» изображения предметов;
Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;
Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Повышение концентрации, переключаемости, устойчивости внимания
Формирование

самостоятельности

в

выполнении

заданий

уметь

обобщать

тематический материал;
Формирование приемов запоминания
Достаточный уровень:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Выявлять функциональные отношения между понятиями;
Выявлять закономерности и проводить аналогии.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме
(на уровне одного предложения или небольшого текста).
Увеличение объема вербальной и зрительной памяти.
Повышение уровня развития смысловой памяти
Повышение познавательной активности, улучшение успеваемости
Находить разные решения нестандартных задач
Формирование умения логически рассуждать, пользуясь приемами анализа,
сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

Обоснованно делать выводы, доказывать;
6 класс:
Минимальный уровень:
Проговаривать последовательность действий.
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
Обобщать, делать несложные выводы;
Находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
Различать «наложенные» изображения предметов;
Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;
Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Повышение концентрации, переключаемости, устойчивости внимания
Формирование

самостоятельности

в

выполнении

заданий

уметь

обобщать

тематический материал;
Формирование приемов запоминания
Достаточный уровень:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Выявлять функциональные отношения между понятиями; выявлять закономерности
и проводить аналогии.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме
(на уровне одного предложения или небольшого текста).
Увеличение объема вербальной и зрительной памяти
Повышение уровня развития смысловой памяти
повышение познавательной активности, улучшение успеваемости
находить разные решения нестандартных задач
Формирование умения логически рассуждать, пользуясь приемами анализа,

сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
Обоснованно делать выводы, доказывать;
Личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего
места в детском коллективе.
7 класс:
Минимальный уровень:
уметь с точностью совершать указанные движения;
осуществлять согласованные движения на разные группы мышц по
инструкции;
проявлять скоординированность движений;
выполнять совместно с педагогом упражнения пальчиковой гимнастики;
уметь обводить по трафарету; выполнять штриховку в разных направлениях;
выполнять графические задания (бордюры, узоры) по образцу;
выполнять работу в технике «объемной» и «рваной» аппликации;
вырезать ножницами с соблюдением контура предметного изображения;
выполнять графические диктанты по показу учителя
работать с пластилином (разминание, раскатывание, выполнение простых
форм);
выкладывать из мозаики узоры по наглядному образцу.
копировать движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения
по инструкции педагога);
знать названия объемных геометрических фигур;
дифференцировать цвета и оттенки;
группировать предметы по форме, цвету и величине;
сравнивать, словесно обозначать 3-4 предмета по форме, по величине;
составлять сериационные ряды по величине из 3-4 предметов по заданному
признаку;
комбинировать разные формы из геометрического конструктора по
инструкции;

выделять части целого;

сравнивать 2-3 предмета, отличающихся незначительно друг от друга;
различать зашумленные изображения предметов (4-5 изображений);

знать

словесные обозначения барических ощущений;
определять вкусовые качества продукта;
определять запах (приятный-неприятный, сладкий и т.п.);
определять тяжесть от разных предметов;
ориентироваться в пространстве (в помещение и на улице);
двигаться в заданном направлении, давать словесный отчет о направлении
движения, пространственных заданий;
ориентироваться в школьном помещении;
ориентироваться на листе бумаги, расположенном вертикально и
горизонтально;
листа;

располагать предметов в вертикальном и горизонтальном полях

знать разные временные интервалы (минута-час);
знать названия временных понятий

Достаточный уровень:
с точностью совершать указанные движения;
осуществлять согласованные движения на разные группы мышц по
инструкции; проявлять скоординированность движений;
выполнять графические задания (бордюры, узоры) по образцу;
выполнять работу в технике «объемной» и «рваной» аппликации;
вырезать ножницами с соблюдением контура предметного изображения;
определять предметы на ощупь (форма, материал); выделять разные
свойства и качества предметов;
словесно обозначать качество предмета (гладкий, шершавый, колючий,
пушистый, холодный, тяжелый и т.д.);
копировать движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения
по инструкции педагога);
вербализировать собственные ощущения по наводящему вопросу педагога;
выразительно выполнять движения по инструкции педагога.
знать названия объемных геометрических фигур;
группировать предметы по форме, цвету и величине по инструкции
педагога;

сравнивать, словесно обозначать 3-4 предмета по форме, по величине

составлять сериационные ряды по величине из 3-4 предметов по заданному

признаку;
комбинировать разные формы из геометрического конструктора по
инструкции;
выделять части целого;
собирать картинку из 5-6 деталей.
знать упражнения для профилактики и коррекции зрения
Выполнять задания на основе зрительного анализа и синтеза предметов,
состоящих из 4-5 деталей (по инструкции педагога);
находить отличительные и общие признаки на наглядном материале
(сравнение двух картинок); сравнивать 2-3 предмета, отличающихся незначительно
друг от друга;
на основе зрительной памяти запоминать (5-6 предметов);
различать зашумленные изображения предметов (4-5 изображений);
знать словесные обозначения барических ощущений;
знать способы определения тактильных ощущений.
определять вкусовые качества продукта;
определять запах (приятный-неприятный, сладкий и т.п.);
определять тяжесть от разных предметов;
понимать различия между речевыми и музыкальными звуками по высоте
тона
различать мелодии по темпу;
выполнять простые движения, соблюдая ритм.
уметь ориентироваться в пространстве (в помещение и на улице);
двигаться в заданном направлении, давать словесный отчет о направлении
движения, пространственных заданий;
ориентироваться в школьном помещении;
ориентироваться на листе бумаги, расположенном вертикально и
горизонтально;
располагать предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа;
с помощью учителя осуществлять моделирование пространственного
расположения мебели в комнате.

знать разные временные интервалы (минута-час);
знать названия временных понятий;
определять с помощью учителя время по часам
определять порядок частей суток, дней недели, месяцев.
8 класс:
Минимальный уровень:
признавать собственные ошибки;
сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией;
вступать

в

контакт

и

работать

в

коллективе

(учитель−ученик,

ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать

принятые

ритуалы

социального

взаимодействия

с

одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
Достаточный уровень:
признавать собственные ошибки;
сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;

уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией;
вступать

в

контакт

и

работать

в

коллективе

(учитель−ученик,

ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать

принятые

ритуалы

социального

взаимодействия

с

одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным
мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с
окружающими;
ориентироваться в спектре профессий;
формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям:
выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
доброжелательно

относиться,

сопереживать,

конструктивно

взаимодействовать с людьми;
сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.
9 класс:
Минимальный уровень:
признавать собственные ошибки;
сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;

адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией;
вступать

в

контакт

и

работать

в

коллективе

(учитель−ученик,

ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать

принятые

ритуалы

социального

взаимодействия

с

одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
Достаточный уровень:
признавать собственные ошибки;
сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией;
вступать

в

контакт

и

работать

в

коллективе

(учитель−ученик,

ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать

принятые

ритуалы

социального

взаимодействия

с

одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным
мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с
окружающими;
ориентироваться в спектре профессий;
формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям:
выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
доброжелательно

относиться,

сопереживать,

конструктивно

взаимодействовать с людьми;
сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.
Базовые учебные действия:
Регулятивные:
− определять, принимать цель, ориентироваться в выполнении задачи, данной
в определенных условиях (при направляющей помощи со стороны педагога);
− планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
− работать по плану, осуществлять целенаправленные действия в отношении
задачи в сотрудничестве с педагогом;
− контролировать процесс решения задачи и, при необходимости исправлять
ошибки (при помощи педагога);
− оценивать свои действия (самостоятельно, по просьбе педагога) и
обосновывать правильность или ошибочность результата;
− принимать и сохранять учебную задачу;
− выделять промежуточные цели-требования с учетом конечного результата;

− составлять план выполнения задачи и последовательность действий;
−

работать

по

плану,

регламентирующему

выполнение

действия

в

соотнесении с определенными условиями;
− при выполнении действия ориентироваться на правило контроля и успешно
использовать его в процессе решения задачи, исправлять допущенные ошибки; −
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своих
действий и действий других учеников, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные:
− отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию среди
предложенных педагогом источников;
−

перерабатывать

полученную

информацию:

анализировать

предметы

(объекты) с целью выделения признаков (существенных, несущественных) через
развернутое объяснение своих действий (при направляющей помощи педагога);
− проводить сравнение, сериацию и классификацию объектов по заданным
критериям;
− использовать простейшие наглядные модели (предметные рисунки, схемы,
планы и др.), отражающие пространственное расположение предметов, отношения
между предметами для решения конкретных задач (с помощью педагога).
− извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,
схема, иллюстрация и др.), при направляющей помощи педагога;
− анализировать конкретную ситуацию с целью выделения специфических ее
особенностей для последующего обобщения;
− осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
− устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
овладевать действием простейшего моделирования, то есть выделять и обобщенно
фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Коммуникативные:
− выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации;
− понимать возможности разных оснований для оценки одного и того же

предмета, понимать относительность оценок или подходов к выбору;
− высказывать и аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
− сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и
противоречия

интересов,

с

помощью

вопросов

выяснять

недостающую

информацию;
− адекватно использовать речь и речевые средства для планирования и
регуляции

своей

деятельности;

эффективного

решения

разнообразных

коммуникативных задач;
− сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий в паре, группе:
устанавливать очерёдность действий;
− осуществлять взаимопроверку;
− обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы
решения).
−

продуктивно

взаимодействовать

с

педагогом

и

сверстниками:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Формы организации учебных занятий: индивидуальные, индивидуальногрупповые, групповые занятия.
Формы контроля: психодиагностика
Содержание коррекционно-развивающих занятий
5 класс
Входная диагностика 3 часа
Общение, виды общения (речевое и неречевое). 8 часов
Упражнения,

игровые

задания

на

развитие

навыков

общения

и

взаимодействия: "Карлсон сказал", "Литературный пересказ", "Зеркало и обезьяна",
"Компот", "Путаница", "Взаимодействие", "Комплимент" и т. д.
Развитие речи 16 часов
Общение, речь, мимика, жесты, звуки, слова, предложения, красноречие,
контакт, обмен информацией, добрые слова, вежливость. Упражнения по развитию
навыков общения и взаимодействия ("Карлсон сказал", литературный пересказ,
«Комплимент», «Путаница»).
Внимание 12 часов

Свойства внимания, внимательный и невнимательный человек. Практические
занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания:
избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения.
Примеры проявления этих свойств у "внимательных" и невнимательных" учащихся.
Индивидуальные особенности внимания. Упражнения на развитие внимания и
анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности: "Лабиринт",
"Графический диктант", "Корректурная проба", "Что изменилось в рисунках",
"Путаница", "Кто воспитаннее" и т. д.
Память 12 часов
Кратковременная и долговременная память, запоминание, сохранение,
воспроизведение, забывание, смысловая связь, сходство, различие, смысловая связь,
последовательность, понимание. Игры - тесты на изучение образной, словесной,
логической памяти. Примеры проявления памяти при запоминании, узнавании и
воспроизведении

различного

по

содержанию

материала.

Индивидуальные

особенности памяти у обучающихся. Упражнения на развитие запоминания с
опорой

и

без

опоры.

Обучение

конкретным

приёмам

запоминания

и

воспроизведения:
- связь запоминаемого с хорошо известным предметом, действием, событием;
- умение находить в предметах сходство и различие; установление смысловых
связей и их последовательности;
- понимание того, где и для чего понадобятся те или иные сведения.
Упражнения: «Найдите фигуры»; «Посмотри и запомни»; «Что изменилось»;
«Продолжи ряд»; «Заполни квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что и сколько?»;
«Зашифрованная картинка»; «Узнай по звуку»; «Телеграфисты»; «Магнитофон»;
«Запомни картинку»; «Угадай по голосу»;
Мышление 14 часов
Развитие мышления. Развитие операций обобщения. Упражнения: «Найди
образец»; «Отгадай слово»; «Продолжи ряд»; «Составление разрезных картинок»;
«Пятый лишний»; «Букет»; «Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с
заданным словом»; «Птица, зверь, рыба»; «Кто больше»; «Продолжи слово».
Итоговая диагностика 3 часа. 6 класс

Входная диагностика 3 часа
Эмоционально – волевая сфера. 18 часов
Понятие «характер», черты характера, тест «Мой характер». Понятие «воля»,
волевые качества. Межличностные отношения. Умение общаться. Самооценка,
взаимооценка. Умение сотрудничать. Игры, развивающие умение сотрудничать:
«Найди путь», «Рисуем молча», «Угадай настроение». Навыки саморегуляции.
Обучение приёмам поведения в стрессовой ситуации, основам саморегуляции.
Элементы аутотренинга.
Коррекция и развитие внимания и памяти 26 часов
Устойчивость внимания. Упражнение на развитие внимания: корректурные
таблицы, «Пиши и слушай», «Пишущая машинка», графический диктант.
Распределение внимания. Отсроченное воспроизведение запоминаемого. Умение
слушать. Целенаправленность действий. Игры «Муха», «Подсчитай правильно»,
«Зеркало». Развитие зрительной памяти. Упражнение на развитие различных видов
памяти: запоминание 10 слов, зрительных образов, цифр (на слух и зрительно).
Развитие вербальной памяти. Игры «Нарисуй по памяти», «Запомни и нарисуй»,
«Опосредованное запоминание». Опосредованное запоминание. Игры «Нарисуй по
памяти», «Запомни и нарисуй», «Опосредованное запоминание».
Коррекция и развитие мышления. 18 часов
Наглядно-образное мышление. Упражнение на развитие мышления: «Найди
лишнее слово», «Угадай предмет по описанию», «Найди общее», «Дополни узор»
(логическое мышление). Развитие операций логического мышления. Упражнение на
развитие мышления: «Найди лишнее слово», «Угадай предмет по описанию»,
«Найди общее», «Дополни узор» (логическое мышление). Умение сравнивать и
обобщать. Игры «Угадай животное» (выделение существенных признаков), Задания,
требующие классификации и сериации (расставь класс по алфавиту, детей по росту,
города по количеству букв в названии). «Шифр» (абстрактное мышление), игровые
упражнения. Классификация. Игры «Угадай животное» (выделение существенных
признаков), Задания, требующие классификации и сериации (расставь класс по
алфавиту, детей по росту, города по количеству букв в названии). «Шифр»
(абстрактное мышление), игровые упражнения.

Абстрагирование. Игры «Угадай животное» (выделение существенных
признаков), Задания, требующие классификации и сериации (расставь класс по
алфавиту, детей по росту, города по количеству букв в названии). «Шифр»
(абстрактное мышление).
Итоговая диагностика 3 часа
7 класс
Входная диагностика 3 часа
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков 18 часов
Особенности передвижений в пространстве, с возможными направлениями
движения; местоположение одних предметов по отношению к другим и к самому
себе, ориентировка в схеме собственного тела и т.п. Произвольная регуляции
движений самим ребенком через целенаправленное выполнение инструкций.
Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, тонких движений рук,
статической и динамической координации движений пальцев рук и отработку
элементарных графических навыков
Тактильно-двигательное восприятие 10 часов
Формирование полноты представлений об объектах окружающего мира,
развитие

у

тактильно-двигательных

ощущений,

которые

возникают

при

последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема),
поверхности, уточнение знаний школьников о материалах, их свойствах и
качествах.
Кинестетическое и кинетическое развитие 8 часов
Формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела
или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища,
пространстве.

Формирование

представлений

о

схеме

собственного

тела

формируется исключительно на кинестетической основе. Проведение специальных
упражнений на развитие зрительно моторной координации с предметами и без них,
физических упражнений на развитие симметричной мышечной силы тела, на
координацию верхних и нижних конечностей, других частей тела
Восприятие формы, величины, цвета. Конструирование предметов 12
часов

Пополнение и уточнение знаний обучающихся о сенсорных эталонах: форморазличение,

повышение

цветовой

чувствительности,

дифференциация

слабонасыщенных цветов и их оттенков, уточнение сходства и различия; введение в
активный словарь понятий.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти 6 часа
Преодоление замедленности, узости восприятия снижения остроты зрения.
Выделение в объектах составляющих его частей, пропорций, своеобразие строения;
точно распознавать цвет и цветовые оттенки.
Восприятие времени 8 часа
Восприятие времени с опорой на рассуждения о том, что можно сделать за тот
или иной временной интервал, о последовательности основных жизненных событий
их продолжительности . Использование календарей отрывных, настольных
Итоговая диагностика 3 часа
8 класс
Входная диагностика 3 часа
Развитие и коррекция познавательной сферы 26 часов
Увеличение объема внимания и наблюдательности. Увеличение уровня
распределения внимания. Усиление концентрации и устойчивости внимания.
Тренировка переключения внимания. Развитие слуховой памяти. Зрительная память.
Ассоциативная

память.

Развитие

мыслительных

навыков:

классификация,

обобщение, причинно-следственные отношения.
Самопознание 8 часов
Зачем нужно знать себя? Я глазами других. Самооценка. Ярмарка достоинств.
Уверенное и неуверенное поведение.
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков 8 часов
Общение в жизни человека. Барьеры общения. Учимся слушать друг друга. Пойми
меня. Критика. Комплименты или лесть. Вежливость. Зачем нужен этикет. Умение
вести беседу.
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы 20 часов
Чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение
чувств от поведения. Формирование умения идентифицировать собственные

эмоциональные состояния. Понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные
привычки». Химические и эмоциональные зависимости, отработка методов
противостояния

внешнему

воздействию

ровесников

и

взрослых.

Понятие

группового давления и принятие собственного решения, формирование навыков
выражения и отстаивания собственного мнения. Понятие насилия и права защищать
свои границы. Понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных
ситуаций. Коррекция агрессивности обучающихся.
Итоговая диагностика 3 часа
9 класс
Входная диагностика 3 часа
Развитие и коррекция познавательной сферы 26 часов
Развитие внимания, памяти, мышления; приобретение знаний об окружающей
действительности,

способствующих

улучшению

социальных

навыков;

формирование развернутой монологической и диалогической речи. Умения
правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения
сообщения; становление понятийного аппарата и основных мыслительных
операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения; расширение словарного запаса.
Самопознание. Что я знаю о себе 10 часов
Формирование способности к самопознанию; зачем нужно знать себя, свое
тело, свой внутренний мир; умение определять личностные качества свои и других
людей; формирование адекватной самооценки; достоинства и недостатки; навыки
осуществления

контроля

за

своей

деятельностью,

овладение

контрольно-

оценочными действиями;
Развитие коммуникативных навыков. Я и другие 8 часов
Становление умения владеть средствами общения; формирование установок
на

взаимодействие

и

доброжелательное

отношение

к

одноклассникам;

формирование коллективного обсуждения заданий; установление позитивных
взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать
свое отношение к собеседнику; способности выражения собственного мнения,
формирование позитивного образа «Я».
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы 18 часов

Чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение
чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит,
анализировать собственное состояние; формирование умения идентифицировать
собственные эмоциональные состояния; понятие зависимости, понятия: «соблазн»,
«вредные привычки». Химические и эмоциональные зависимости; отработка
методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых; понятие
группового давления и принятие собственного решения; формирование навыков
выражения и отстаивания собственного мнения; поиск компромиссов, умение
противостоять групповому давлению; понятие насилия и права защищать свои
границы; формирование навыков противостояния групповому давлению и насилию
и осознание права и необходимости защищать себя; понятие «конфликт», отработка
умения выхода из конфликтных ситуаций; коррекция агрессивности обучающихся.
Итоговая диагностика 3 часа
Тематическое планирование
5 класс, 68 часов
№

Тема занятия

Деятельность обучающегося

1

Входная диагностика

Психодиагностика.

1

2

Входная диагностика

Психодиагностика.

1

3

Входная диагностика

Психодиагностика

1

общения

Дата

Дата

часов

план.

факт.

3 часа

Входная диагностика

Общение, виды

Кол-во

8 часов

4

Понимание контекстной

Выполняет

речи

упражнения, игровые задания

3

на развитие навыков общения и
взаимодействия:

"Карлсон

сказал",

"Литературный

пересказ",

"Зеркало

обезьяна",

и

"Компот",

"Путаница", "Взаимодействие",
"Комплимент" и т. д.
5

Чувства и эмоции

Выполняет

3

упражнения, игровые задания
на развитие навыков общения и
взаимодействия:

"Карлсон

сказал",

"Литературный

пересказ",

"Зеркало

обезьяна",

и

"Компот",

"Путаница", "Взаимодействие",
"Комплимент" и т. д.
6

Я и другие

Выполняет

2

упражнения, игровые задания
на развитие навыков общения и
взаимодействия:

"Карлсон

сказал",

"Литературный

пересказ",

"Зеркало

обезьяна",

и

"Компот",

"Путаница", "Взаимодействие",
"Комплимент" и т. д.
Развитие речи

16 часов

7

Развитие связной речи

Выполняет

упражнения: 2

рассказ по плану, сюжетный
рассказ,

пересказ

с

перестройкой текста, рассказ из
личного

опыта,

самостоятельное

сочинение,

дидактические игры на
развитие связной речи
8

Формирование навыков

Выполняет

выразительной речи

отработку

упражнения

на 2

правильной

артикуляции и дикции, для
развития

гибкости

упражнения

для

голоса,

постановки

нужной скорости чтения, темпа

и

ритма,

усвоения

упражнения
норм

произношения
логической

для

культуры

на

развитие

выразительности

для работы над жестами и
мимикой
9

Составление рассказа по

Выполняет

сюжетным картинкам

письменные

устные

упражнения,

учится

устанавливать

последовательность
работает
картинками

и 2

с

событий,
сюжетными

10

Составление рассказа по

Выполняет

картине

письменные

устные

упражнения,

учится

устанавливать

последовательность
работает

и 2

с

событий,
сюжетными

картинками
11

Составление

Выполняет

предложений из

письменные

заданных слов

учится

устные

упражнения,
устанавливать

последовательность
работает

и 2

с

событий,
сюжетными

картинками
12

Развитие навыков

Выполняет

общения

письменные

устные

упражнения,

учится

устанавливать

последовательность
работает

и 2

с

событий,
сюжетными

картинками
13

Развитие навыков

Выполняет

пересказа

письменные

устные

упражнения,

учится

устанавливать

последовательность
работает

и 2

с

событий,
сюжетными

картинками
14

Сочиняем и

Выполняет

иллюстрируем сказки

письменные

устные

упражнения,

учится

устанавливать

последовательность
работает

и 2

с

событий,
сюжетными

картинками
Внимание

12часо
в

15

Коррекция и развитие

Выполняет

устойчивости внимания

развитие

упражнения

на 2

устойчивости

внимания и анализ ситуаций с
проявлением
как

внимательности

свойства

"Лабиринт",

"Графический

диктант",
проба",

личности:

"Корректурная
"Что

изменилось

в

рисунках", "Путаница", "Кто

воспитаннее" и т. д.
16

Коррекция и развитие

Выполняет

переключения внимания.

развитие

упражнения

на 2

переключения

внимания и анализ ситуаций с
проявлением
как

внимательности

свойства

"Лабиринт",

личности:
"Графический

диктант",

"Корректурная

проба", "Что изменилось в
рисунках", "Путаница", "Кто
воспитаннее" и т. д.
17

Коррекция и развитие

Выполняет

упражнения

распределения

развитие

внимания.

внимания и анализ ситуаций с

распределения

проявлением
как

внимательности

свойства

"Лабиринт",
диктант",
проба",

на 2

личности:
"Графический
"Корректурная

"Что

изменилось

рисунках", "Путаница", "Кто
воспитаннее" и т. д.

в

18

Коррекция и развитие

Выполняет

упражнения

на 2

объема внимания

развитие объема внимания и
анализ ситуаций с проявлением
внимательности как свойства
личности:

"Лабиринт",
диктант",

"Графический
"Корректурная

проба",

"Что

изменилось в рисунках",
"Путаница", "Кто воспитаннее"
и т. д.
19

Развитие

Выполняет

упражнения 2

наблюдательности

«Измеряем на глазок», «Делим
на части», «Что за картина?»,
игра

«Угадай

голоса»,

«Развиваем
наблюдательность»,

«Самые

наблюдательные», «Взвесь в
руках»,

«Развиваем

чувство

времени»
20

Поиск ошибок в тексте

Выполняет

письменные 2

упражнения на поиск ошибок в
тексте.
12часо

Память

в
21

Коррекция и развитие

Выполняет

зрительной памяти

развитие запоминания с опорой
и

без

упражнения

опоры,

конкретным

на 2

обучается
приёмам

запоминания

и

воспроизведения
Выполняет упражнения:
«Найдите фигуры»; «Посмотри

и запомни»; «Что изменилось»;
«Продолжи

ряд»;

«Заполни

квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что
и сколько?»; «Зашифрованная
картинка»; «Узнай по звуку»;
«Телеграфисты»;
«Магнитофон»;

«Запомни

картинку»; «Угадай по голосу»;
22

Коррекция и развитие

Обучается

слуховой памяти

приёмам

конкретным 2
запоминания

и

воспроизведения:
-

связь

запоминаемого

с

хорошо известным предметом,
действием, событием; - умение
находить в предметах сходство
и

различие;

смысловых

установление
связей

и

их

последовательности;
- понимание того, где и для

чего понадобятся те или иные
сведения. Выполняет
упражнения:

«Кто,

что

и

сколько?»; «Узнай по звуку»;
«Телеграфисты»; «Магнитофон
«Угадай по голосу»;

23

Коррекция и развитие

Выполняет

логической памяти

развитие запоминания с опорой
и

без

упражнения

опоры,

на 2

обучается

конкретным

приёмам

запоминания

и

воспроизведения:
-

связь

запоминаемого

с

хорошо известным предметом,
действием, событием; - умение
находить в предметах сходство
и

различие;

смысловых

установление
связей

и

их

последовательности;
- понимание того, где и для

чего понадобятся те или иные
сведения.

Выполняет

упражнения:

«Найдите

фигуры»;

«Посмотри

и

запомни»; «Что изменилось»;
«Продолжи

ряд»;

«Заполни

квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что
и сколько?»; «Зашифрованная
картинка»; «Узнай по звуку»;

24

25

Запоминание и

Выполняет

упражнения 2

воспроизведение

«Пословицы»,

«Предметы»,

наглядного и словесного

«Города»,

положил

материала

мешок»

Игровые тренинги для

Выполняет

развития памяти

«Пословицы»,

«Предметы»,

«Города»,

положил

«Я

в

упражнения 2

«Я

мешок», песни

в

26

Использование для

Выполняет

упражнения

запоминания

развитие запоминания с опорой

вспомогательных

и

средств

конкретным

без

опоры,

на 2

обучается
приёмам

запоминания

и

воспроизведения.

Выполняет

упражнения:
фигуры»;

«Найдите
«Посмотри

и

запомни»; «Что изменилось»;
«Продолжи

ряд»;

«Заполни

квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что
и сколько?»; «Зашифрованная
картинка»; «Узнай по звуку»;
14часов

Мышление
27

Развитие наглядно

Выполняет

действенного мышления

«Найди

упражнения: 2

образец»;

слово»;

«Отгадай

«Продолжи

«Составление

ряд»;

разрезных

картинок»; «Пятый лишний»;
«Букет»;

«Посмотри

запомни»;
предложение

и

«Придумай
с

заданным

словом»; «Птица, зверь, рыба»;
«Кто
слово».

больше»;

«Продолжи

28

Развитие наглядно

Выполняет

образного мышления

«Найди

упражнения: 2

образец»;

слово»;

«Отгадай

«Продолжи

«Составление

ряд»;

разрезных

картинок»; «Пятый лишний»;
«Букет»;

«Посмотри

запомни»;

и

«Придумай

предложение

с

заданным

словом»; «Птица, зверь, рыба»;
«Кто

больше»;

«Продолжи

слово».
29

Развитие элементов

Выполняет

логического мышления

«Найди

упражнения: 2

образец»;

слово»;

«Отгадай

«Продолжи

«Составление

ряд»;

разрезных

картинок»; «Пятый лишний»;
«Букет»;

«Посмотри

запомни»;

и

«Придумай

предложение с заданным

словом»; «Птица, зверь, рыба»;
«Кто

больше»;

«Продолжи

слово».
30

Коррекция

и

развитие Выполняет упражнения на

способности
обобщению

2

к сравнение предметов, «Назови
слова», «Назови соседа»,
«Четвертый лишний»

31

Коррекция и развитие

Выполняет упражнения «Найди 2

ассоциативного

общее

мышления

пропущенные числа», «Какой

название»,

«Найди

фигуры не хватает?», «Вставь
недостающее

слово»,

«Восстанови рисунок по коду».

32

Развитие мыслительных Выполняет упражнения
операций
синтеза,

анализа

2

и «Анаграммы»,

установление «Грамматическая арифметика»,

закономерностей

«Вставь недостающее слово»,
«Какой фигуры не хватает?»,
«Нарисуй такого же лебедя, но
в зеркальном отражении»

33

Развитие способности к Выполняет
объединению частей в «Запиши
систему.

упражнения 2
одним

словом»,

«Восстанови слова», «Проведи
аналогию», «Какой фигуры не
хватает?»,

«Восстанови

рисунок по коду».
3 часа

Итоговая диагностика
34

Итоговая диагностика

Психодиагностика.

1

35

Итоговая диагностика

Психодиагностика.

1

36

Итоговая диагностика

Психодиагностика.

1

Тематическое планирование
6 класс, 68 часов
№

Тема занятия

Деятельность обучающегося

Кол-во

Дата

Дата

часов

план.

факт.

3 часа

Входная диагностика
1

Входная диагностика

Психодиагностика.

1

2

Входная диагностика

Психодиагностика.

1

3

Входная диагностика

Психодиагностика

1

Эмоционально –
волевая сфера

18 часов

4

Мой характер

Выполняет упражнения:
работа

с

картинками,

2

сюжетными
выполнение

устных и письменных заданий,
просмотр мультфильмов
5

Каскад характеров

Выполняет упражнения:
работа

с

картинками,

2

сюжетными
выполнение

устных и письменных заданий,
просмотр мультфильмов
6

Что такое воля?

Выполняет упражнения:
работа

с

картинками,

2

сюжетными
выполнение

устных и письменных заданий,
просмотр мультфильмов
7

Межличностные

Выполняет

отношения.

упражнения, игровые задания

2

на развитие навыков общения и
взаимодействия:
«Литературный пересказ»,
«Взаимодействие»,
«Комплимент» и т. Д.
8

Культура общения

Выполняет
упражнения, игровые задания
на развитие навыков общения и
взаимодействия:
«Литературный пересказ»,
«Взаимодействие»,
«Комплимент» и т. Д.

2

9

Развитие навыков

Выполнение

самоконтроля

аналогии и сравнивание его с
образцом

по

задания

элементам:

по 2

-

узоры; - корректурные пробы с
последующей проверкой
- шифровки
10

Самооценка,

Выполнение

взаимооценка.

аналогии и сравнивание его с
образцом

по

задания

элементам:

по 2

-

узоры; - корректурные пробы с
последующей проверкой
- шифровки
11

Умение сотрудничать

Ролевые игры, ответы на

2

вопросы, рисование,
раскрашивание,
обсуждение,
сюжетными
выполнение

работа

с

картинками
устных

и

письменных заданий, просмотр
мультфильмов
12

Навыки саморегуляции

Ролевые

игры,

вопросы,

ответы

на 2

рисование,

раскрашивание,
обсуждение,
сюжетными
выполнение

работа

с

картинками
устных

и

письменных заданий, просмотр
мультфильмов
Коррекция и развитие

26

внимания и памяти

часов

13

Особенности внимания

Выполняет

упражнения

на 2

развитие внимания и анализ
ситуаций

с

проявлением

внимательности как свойства
личности:

«Лабиринт»,

«Графический

диктант»,

«Корректурная проба», «Что
изменилось

в

рисунках»,

«Путаница»,

«Кто

воспитаннее» и т. Д.
14

Коррекция устойчивости

Выполняет

внимания

развитие

упражнения

на 2

устойчивости

внимания и анализ ситуаций с
проявлением

внимательности

как свойства личности:
«Лабиринт»,
диктант»,

«Графический
«Корректурная

проба», «Что изменилось в
рисунках», «Путаница», «Кто
воспитаннее» и т. Д.
15

Распределение внимания Выполняет
развитие

упражнения

на 2

распределения

внимания и анализ ситуаций с
проявлением

внимательности

как свойства личности:
«Лабиринт»,
диктант»,

«Графический
«Корректурная

проба», «Что изменилось в
рисунках», «Путаница», «Кто
воспитаннее» и т. Д.

16

Коррекция

Выполняет

упражнения

распределения внимания развитие

на 2

распределения

внимания и анализ ситуаций с
проявлением

внимательности

как свойства личности:

«Лабиринт»,
диктант»,

«Графический
«Корректурная

проба», «Что изменилось в
рисунках», «Путаница», «Кто
воспитаннее» и т. Д.
17

Умение слушать

Выполняет
развитие

упражнения
умения

на 2

слушать,

ответы на вопросы по
прослушанному, рисование
18

Воспроизведение

Выполняет

прочитанного текста

развитие

упражнения
умения

на 2

слушать,

ответы на вопросы по
прослушанному, рисование
19

20

Целенаправленность

Выполняет упражнения по

действий

инструкции, алгоритму

Работа по алгоритму

Выполняет упражнения по
инструкции, алгоритму

2

2

21

Коррекция и развитие

Выполняет

зрительной памяти.

развитие запоминания с опорой
и

без

упражнения

опоры,

конкретным

обучается
приёмам

запоминания

и

воспроизведения;
фигуры»;

на 2

«Найдите

«Посмотри

и

запомни»; «Что изменилось»;
«Продолжи

ряд»;

«Заполни

квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что
и сколько?»; «Зашифрованная
картинка»
22

Развитие объема

Выполняет

кратковременной

развитие запоминания с опорой

слуховой памяти.

и

без

упражнения

опоры,

конкретным

обучается
приёмам

запоминания

и

воспроизведения;
фигуры»;

на 2

«Найдите

«Посмотри

и

запомни»; «Что изменилось»;
«Продолжи

ряд»;

«Заполни

квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что
и сколько?»; «Зашифрованная
картинка»
23

Развитие вербальной

Выполняет

упражнения

на 2

памяти

развитие вербальной памяти с
опорой и без опоры, обучается
конкретным
запоминания
воспроизведения

приёмам
и

24

Опосредованное

Выполняет

упражнения

на 2

запоминание.

запоминание с опорой и без
опоры, обучается конкретным
приёмам запоминания и
воспроизведения

25

Тренинг на коррекцию

Выполняет

упражнения

на 2

памяти и внимания

запоминание с опорой и без
опоры, обучается конкретным
приёмам запоминания и
воспроизведения

26

Коррекция и развитие

18

мышления

часов

Наглядно-образное

Выполняет

мышление

«Найди

упражнения: 2

образец»;

слово»;

«Отгадай

«Продолжи

«Составление

ряд»;

разрезных

картинок»; «Пятый лишний»;
«Букет»;

«Посмотри

запомни»;
предложение

и

«Придумай
с

заданным

словом»; «Птица, зверь, рыба»;
«Кто
слово».

больше»;

«Продолжи

27

Развитие операций

Выполняет

логического мышления

«Найди

упражнения: 2

образец»;

слово»;

«Отгадай

«Продолжи

«Составление

ряд»;

разрезных

картинок»; «Пятый лишний»;
«Букет»;

«Посмотри

запомни»;
предложение

и

«Придумай
с

заданным

словом»; «Птица, зверь, рыба»;
«Кто

больше»;

«Продолжи

слово».
28

Развитие
умения

и

коррекция Выполняет упражнения на

сравнивать

обобщать

4

и сравнение предметов, «Назови
слова», «Назови соседа»,
«Четвертый лишний»

29

Развитие и коррекция

Выполняет упражнения

умения

«Анаграммы»,

классифицировать

«Грамматическая арифметика»,

2

«Вставь недостающее слово»,
«Какой фигуры не хватает?»,
«Нарисуй такого же лебедя, но
в зеркальном отражении»
30

Развитие и коррекция

Выполняет упражнения

логических операций

«Анаграммы»,

8

«Грамматическая арифметика»,
«Вставь недостающее слово»,
«Какой фигуры не хватает?»,
«Нарисуй такого же лебедя, но
в зеркальном отражении»
3 часа

Итоговая диагностика
31

Итоговая диагностика

Психодиагностика.

1

32

Итоговая диагностика

Психодиагностика.

1

33

Итоговая диагностика

Психодиагностика.

1

Тематическое планирование
7 класс, 68 часов
№

Тема занятия

Деятельность обучающегося

Кол-во

Дата

часов

план. факт.

3 часа

Входная диагностика
1

Входная диагностика

Психодиагностика.

1

2

Входная диагностика

Психодиагностика.

1

3

Входная диагностика

Психодиагностика.

1

Развитие

крупной

мелкой

18

и

моторики;

часов

графомоторных
навыков
4

Обучение

Выполняет

простейшие 2

целенаправленным

задания

действиям по

инструкции

трехзвенной инструкции

последующим

педагога

воспроизведением

по

словесной
психолога

с

речевым
действия.

Три вида упражнений: - по
показу; - по памяти («Сделай
точно так, как я», «Сравни,
правильно ли сделал»); - по
словесной инструкции.

Дата

5

Совершенствование

Координирует движения кисти 2

точности мелких

руки и пальцев (удержание,

движений рук

смена позы). Упражняется с
крупной

мозаикой,

пуговицами,
шнурками.
рисует
линейки.

бусами,

молниями,
Плетет

линии

с

косички,
помощью

Сгибает

бумагу,

завязывает узлы и бантики.
Разрывает бумагу.
6

Обводка контуров

Рисует

линии,

обводит

предметных

трафарету, по контуру; рисует

изображений, штриховка геометрические

по 2

фигуры,

простые

предметы,

раскрашивает,

штрихует,

рисует

геометрические

орнаменты, обводит контуры
по точкам, учится безотрывно
обводить простые и сложные
контуры; работает с линейкой,
выполняет построение линий,
отрезков,

геометрических

фигур по данным точкам.
7

Обводка контуров

Рисует

линии,

обводит

предметных

трафарету, по контуру; рисует

изображений, штриховка геометрические

по 2

фигуры,

простые

предметы,

раскрашивает,

штрихует,

рисует геометрические

орнаменты, обводит контуры
по точкам, учится безотрывно
обводить простые и сложные
контуры; работает с линейкой,
выполняет построение линий,
отрезков,

геометрических

фигур по данным точкам.
8

Вырезание ножницами из Вырезает

ножницами 2

бумаги по контуру

предметные изображения по

предметных

контуру

изображений
9

Работа в технике

Учится выполнять аппликации,

«объемной» и «рваной»

развивает мелкую моторику,

аппликации

творческое мышление,

2

внимание
10

11

Выполнение фигур

Сгибание бумаги. Вырезание

оригами

ножницами прямых полос

Графический диктант

Выполняет

упражнения

словесной

и

2

по 2

зрительной

инструкции
12

Шнуровки

Выполняет
шнуровок,

различные

виды 2

нанизывание

бусинок
Тактильно

10

двигательное

часов

восприятие

13

Определение

Выполняет специальные

предметов на ощупь

обследующие движения:

2

поглаживание, разминание,
постукивание, сжимание;
выделяет разные свойства и
качества – мягкие, жесткие;
крупные, мелкие; холодные,
теплые
14

Восприятие

Выполняет

упражнения: 2

поверхности на

«Чудесный

мешочек»,

ощупь с закрытыми

«Определи на ощупь: большие

глазами

и маленькие предметы»,
«Догадайся, что за предмет»,
«Узнай фигуру», «Собери
матрешку». Лепка из
пластилина: «Ощупай и слепи».
(гладкая, шершавая, колючая,
пушистая)

15

16

Работа с пластилином и

Работает с пластилином и

глиной

глиной

Собирание картинок из

Собирает пазлы

2

Работа с песком и

Выполняет поделки из

2

крупами

различных круп по образцу

2

частей пазлов,
17

Кинестетическое и

кинетическое развитие

8 часов

18

Формирование

Выполняет упражнения

ощущений от

на: «смену положения

статических и

туловища»; «смену

динамических поз

качества

различных частей

«движение

тела

направлениях» и

2

движения»;
в

разных

«использование при этом
разных уровней пространства»
(верх, низ, середина).
19

Формирование

Выполняет упражнения

умения быстро

на:

реагировать на смену поз

движений, «движение в разных

точное

2

копирование

направлениях» и
«использование при этом
разных уровней пространства»
(верх, низ, середина).
20

Работа над

Овладевает

выразительностью

выразительными

движений

движениями, приемами

2

расслабления, освобождения от
мышечных зажимов, снятия
напряжения и эмоционального
раскрепощения
21

Спортивные игры

Овладевает
выразительными
движениями, приемами
расслабления, освобождения от
мышечных зажимов, снятия
напряжения и эмоционального
раскрепощения

2

Восприятие

12

формы,

величины,

цвета.

часов

Конструирование
предметов
22

Сравнение и

Выполняет

упражнения: 2

обозначение словом

«Волшебный

формы предметов

фигуры», «Каждую фигуру на

мел»,

«Назови

свое место», «Найди предмет
указанной формы», «Из каких
фигур состоит?».
23

Комбинирование

Конструирует из

разных форм из

геометрических форм

2

геометрического
конструктора
24

Сравнение и

Классифицирует предметы и их 2

обозначение словом

изображения по форме

величины разных

(длинный и широкий, узкий и

предметов по двум

короткий)

параметрам
25

26

Составление

Складывает разрезные

сериационных рядов

картинки: «Половинки»,

по величине из 4-5

«Собери картинку», работает с

предметов

сериационными рядами

Группировка

Учится классифицировать,

предметов по

группировать

самостоятельно
выделенному признаку

2

2

27

Составление

Складывает разрезные

сериационного ряда

картинки: «Половинки»,

из 4-5 кругов разной

«Собери картинку», работает с

насыщенности одного

сериационными рядами

2

цвета
Развитие

6 часов

зрительного

восприятия

и

зрительной памяти
28

Нахождение

Выполняет упражнения на:

отличительных и

развитие восприятия формы

общих признаков на

предметов, соотнесение

наглядном материале

предметов по величине:

3

«Веселые фигуры», «Отгадай
фигуру», «Дорисуй фигуры»,
«Сравни по длине, ширине,
высоте». Обследование
предметов, состоящих из 3-4
деталей, по инструкции
педагога.
29

Сравнение трех

Выполняет упражнения на:

предметов,

сравнение формы

отличающихся

предметов, соотнесение

незначительными

предметов по величине:

3

качествами и свойствами «Веселые фигуры», «Отгадай
фигуру», «Дорисуй фигуры»,
«Сравни по длине, ширине,
высоте» Обследование
предметов, состоящих из 3 – 4
деталей, по инструкции
педагога.
Восприятие времени

8 часов

30

Длительность

Учится ориентироваться в

временных интервалов

частях суток (утро, день, вечер,

2

ночь). Выполняет упражнения
на «Сутки». Дидактическая
игра «Части суток».
Последовательность

событий

времени

суток).

(смена

Дидактические

игры

и

упражнения: «В какое время
суток это бывает?», «День и
ночь»
31

Сутки. Неделя. Месяц.

Учится ориентироваться в

2

частях суток (утро, день, вечер,

ночь). Выполняет упражнения
на «Сутки». Дидактическая
игра «Части суток».
Последовательность

событий

времени

суток).

(смена

Дидактические

игры

и

упражнения: «В какое время
суток это бывает?», «День и
ночь»
32

Времена года

Учится
временах
признаки

ориентироваться
года,

во 4

определяет

времен

года.

Последовательность

событий

времени

суток).

(смена

Дидактические

игры

и

упражнения: «В какое время
суток это бывает?», «День и
ночь»

3 часа

Итоговая диагностика
33

Итоговая диагностика

Психодиагностика

1

34

Итоговая диагностика

Психодиагностика

1

35

Итоговая диагностика

Психодиагностика

1

Тематическое планирование
8 класс, 68 часов
№

Тема занятия

Деятельность

Кол-во

Дата

обучающегося

часов

план. факт.

3 часа

Входная диагностика
1

Входная диагностика

Психодиагностика.

1

2

Входная диагностика

Психодиагностика.

1

3

Входная диагностика

Психодиагностика.

1

4

Развитие и коррекция

26

познавательной сферы

часов

Увеличение

объема Рисование, раскрашивание, 2

внимания
наблюдательности

и работа

с

сюжетными

картинками

выполнение

устных

письменных

и

заданий, работа с мозаикой,
паззлами
5

Увеличение уровня

Рисование, раскрашивание, 2

распределения внимания

работа

с

сюжетными

картинками

выполнение

устных

письменных

и

заданий, работа с мозаикой,
паззлами

Дата

6

Усиление концентрации и

Рисование, раскрашивание, 2

устойчивости внимания

работа

с

сюжетными

картинками

выполнение

устных

письменных

и

заданий, работа с мозаикой,
паззлами
7

Тренировка переключения

Рисование, раскрашивание, 2

внимания

работа

с

сюжетными

картинками

выполнение

устных и письменных
заданий, работа с мозаикой,
паззлами
8

Коррекция различных видов

Рисование, раскрашивание, 2

внимания

работа

с

сюжетными

картинками

выполнение

устных и письменных
заданий, работа с мозаикой,
паззлами
9

Коррекция зрительной

Рисование, раскрашивание, 2

памяти

работа

с

сюжетными

картинками

выполнение

устных и письменных
заданий, работа с мозаикой,
паззлами
10

Коррекция слуховой памяти

Рисование, раскрашивание, 2
работа

с

сюжетными

картинками

выполнение

устных

письменных

и

заданий, работа с мозаикой,
паззлами

11

Развитие ассоциативной

Ролевые игры, ответы на 2

памяти

вопросы,

рисование,

раскрашивание,
обсуждение,

работа

сюжетными

картинками

выполнение
письменных

устных

с

и

заданий,

просмотр мультфильмов
12

Коррекция различных видов

Ролевые игры, ответы на 2

памяти

вопросы,

рисование,

раскрашивание,
обсуждение,

работа

сюжетными

картинками

выполнение
письменных

устных

с

и

заданий,

просмотр мультфильмов
13

Развитие

мыслительных Ролевые игры, ответы на 2

навыков: классификация и вопросы,
обобщение

рисование,

раскрашивание,
обсуждение,

работа

сюжетными

картинками

выполнение
письменных

устных

с

и

заданий,

просмотр мультфильмов
14

Развитие

мыслительных Ролевые игры, ответы на 2

навыков: классификация и вопросы,
обобщение

рисование,

раскрашивание,
обсуждение,

работа

сюжетными

картинками

выполнение
письменных

устных

с

и

заданий,

просмотр мультфильмов

15

Причинно-следственные

Ролевые игры, ответы на 4

отношения

вопросы,

рисование,

раскрашивание,
обсуждение,

работа

сюжетными

картинками

выполнение
письменных

устных

с

и

заданий,

просмотр мультфильмов
8

Самопознание

часов
16

Закрепление знаний о своем

Ролевые игры, ответы на 2

теле

вопросы,

рисование,

раскрашивание,

обсуждение,

работа

с

сюжетными

картинками

выполнение устных и
письменных заданий
17

Развитие навыков

Ролевые игры, ответы на 2

самопознания

вопросы,

рисование,

раскрашивание,
обсуждение,

работа

сюжетными

картинками

выполнение

устных

с

и

письменных заданий
18

Развитие представлений о

Ролевые игры, ответы на 2

своих возможностях

вопросы,

рисование,

раскрашивание,
обсуждение, работа с
сюжетными картинками
выполнение устных и
письменных заданий

19

Формирование навыка

Ролевые игры, ответы на 2

уверенного поведения

вопросы,

рисование,

раскрашивание,
обсуждение,

работа

сюжетными

картинками

выполнение

устных

с

и

письменных заданий
8

Развитие и
совершенствование

часов

коммуникативных
навыков
20

Коррекция и развитие

Ролевые

игры,

навыков общения

мультфильмов,

анализ 3
работа

с

ситуационными картинками
21

Развитие умения вступления

Ролевые

игры,

в контакт

мультфильмов,

анализ 3
работа

с

ситуационными картинками
22

Поведение в общественных

Ролевые

игры,

местах

мультфильмов,

анализ 2
работа

с

ситуационными картинками
Развитие и коррекция

20

эмоционально-волевой

часов

сферы
23

Расширение знаний о

Ролевые

игры,

чувствах и эмоциях

мультфильмов,

анализ 2
работа

с

ситуационными картинками,
выполнение письменных и
устных заданий

24

Формирование умения

Ролевые

игры,

выражать свои чувства

мультфильмов,

анализ 2
работа

с

ситуационными картинками,
выполнение письменных и
устных заданий

25

Формирование потребности

Ролевые игры, работа с

в саморегуляции

ситуационными картинками,

2

выполнение письменных и
устных заданий
26

Развитие

Ролевые

игры,

анализ 2

представлений об опасности

мультфильмов,

вредных привычек

ситуационными картинками,

работа

с

выполнение письменных и
устных заданий
27

Формирование

Ролевые

игры,

представлений об

мультфильмов и рассказов,

ответственности и доверии

работа

с

анализ 2

ситуационными

картинками,

выполнение

письменных и устных
заданий
28

Формирование

умения Ролевые игры, работа с

контролировать

4

свое ситуационными картинками,

поведение

выполнение письменных и
устных заданий

29

Конфликт. Развитие умения Ролевые
выходить

из

игры,

анализ 6

проблемной мультфильмов и рассказов,

ситуации

работа

с

ситуационными

картинками, выполнение
письменных и устных
заданий
Итоговая диагностика

3 часа

30

Итоговая диагностика

Психодиагностика

1

31

Итоговая диагностика

Психодиагностика

1

32

Итоговая диагностика

Психодиагностика

1

Тематическое планирование
9 класс, 68 часов
№

Тема занятия

Деятельность

Кол-во

Дата

обучающегося

часов

план. факт.

3 часа

Входная диагностика
1

Входная диагностика

Психодиагностика.

1

2

Входная диагностика

Психодиагностика.

1

3

Входная диагностика

Психодиагностика.

1

4

Развитие и коррекция

26

познавательной сферы

часов

Коррекция внимания,

Выполнение письменных и 6

памяти, мышления

устных упражнений, Закрась
по образцу», «Закрась по
цифрам»,
маршрута,

проговаривание
«Узоры

по

клеточкам»,

«Раскрась

правильно»,

«расставь

слова», «срисуй фигуры»,
«найди одинаковые»

Дата

5

Коррекция восприятия

Выполнение письменных и 2
устных упражнений, Закрась
по образцу», «Закрась по
цифрам»,
маршрута,

проговаривание
«Узоры

по

клеточкам»,

«Раскрась

правильно»,

«расставь

слова», «срисуй фигуры»,
«найди одинаковые»
6

Развитие воображения

Выполнение письменных и 2
устных упражнений, Закрась
по образцу», «Закрась по
цифрам»,
маршрута,

проговаривание
«Узоры

по

клеточкам»,«Раскрась
правильно»,«расставь
слова», «срисуй фигуры»,
«найди одинаковые»
7

Приобретение знаний,

Рассказ по картинкам,

способствующих

Составление плана действий

улучшению социальных

при помощи графических

навыков

символов, Составление

6

программы действий на
учебном материале
(решение примеров, задач,
выполнение упражнений,
состоящих из нескольких
действий)
8

Формирование развернутой

Рассказ по картинкам,

монологической и

пересказ, ответы на вопросы

диалогической речи

4

9

Становление
аппарата

понятийного Выполнение
и

мыслительных

упражнений 6

основных «Опиши

картинку»,

операций: «Повторяй

за

мной».

анализа, синтеза, сравнения «Группировка

слов»,

и обобщения.

пару»,

«Свяжи
«Ассоциации»,

«Ключевые

слова».

Обучение

мнемотехникам,

Развитие

пространственных
представлений.
словесно

–

Развитие
логического

мышления.

Развитие

логического мышления:
абстрагирование,
установление
закономерностей

10

Самопознание. Что я знаю

10

о себе

часов

Формирование способности

Выполнение

задания

по 2

к самопознанию

аналогии и сравнивание его
с образцом по элементам: узоры;

-

корректурные

пробы с последующей
проверкой - шифровки
11

Формирование адекватной

Выполнение

задания

по 2

самооценки

аналогии и сравнивание его
с образцом по элементам: узоры;

-

корректурные

пробы с последующей
проверкой - шифровки
12

Достоинства и недостатки

Анализ видеороликов,
выполнение письменный и
устных заданий

2

13

Овладение контрольно

Составление плана проверки 4

оценочными действиями

задания;
задания

Выполнение
по

аналогии

и

сравнивание его с образцом
по элементам: - узоры; корректурные

пробы

с

последующей проверкой
- шифровки
8

Развитие
коммуникативных

часов

навыков. Я и другие
14

Становление умения владеть

Ролевые игры, выполнение

средствами общения

устных и письменных

2

заданий, эмоции
15

Установление

позитивных Ролевые игры, выполнение

взаимоотношений
окружающими
16

Выражение
мнения,

3

с устных и письменных
заданий, эмоции

собственного Ролевые игры, выполнение

3

формирование устных и письменных

позитивного образа «Я»

заданий, эмоции

Развитие и коррекция

18

эмоционально-волевой

часов

сферы
17

Чувства, сложности

Ролевые игры, выполнение 2

идентификации чувств

устных
заданий,

и

письменных
работа

с

ситуационными картинками

18

Понятия «зависимость,

Ролевые игры, выполнение 2

соблазн, вредные привычки» устных

и

заданий,

письменных
работа

с

ситуационными картинками
19

20

Отработка методов

Ролевые игры, выполнение 2

противостояния внешнему

устных

воздействию ровесников и

заданий,

взрослых

ситуационными картинками

Понятие
давления

и

письменных
работа

с

группового Ролевые игры, выполнение 2
и

принятие устных

собственного решения

и

заданий,

письменных
работа

с

ситуационными картинками
21

Формирование
выражения

и

навыков Ролевые игры, выполнение 2
отстаивания устных

собственного мнения

и

заданий,

письменных
работа

с

ситуационными картинками
22

Понятие

«конфликт», Ролевые игры, выполнение 8

отработка умения выхода из устных
конфликтных ситуаций.

заданий,

и

письменных
работа

с

ситуационными картинками
3 часа

Итоговая диагностика
23

Итоговая диагностика

Психодиагностика

1

24

Итоговая диагностика

Психодиагностика

1

25

Итоговая диагностика

Психодиагностика

1

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, принтер.
Дидактический материал: раздаточный дидактический материал; пластилин,
мозаика, пазлы, учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша»; учебноигровое пособие «Цветные счетные палочки»; пособия для развивающего обучения
«Когнитивное развитие»;

научно-популярное издание серия «Почемучкины

книжки»;
Литература
 Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников:
популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия
развития, 1996. Воронина Т.П. Дислексия, или Почему ребенок плохо
читает?– Ростов на Дону: Феникс, 2015
 Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников
(психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV
классов). Часть 1. Книга для учителя. – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008.
 Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников
(психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV
классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. - – 4-е
изд., стер. – М.: «Ось 89», 2008.
 1000 упражнений. Графические навыки, внимание./ Сост. В.Г.Дмитриева. –
М.: Издательство АСТ, 2016
 1000 упражнений. Рисуем по клеточкам./ Сост. В.Г.Дмитриева. – М.:
Издательство АСТ, 2016
 Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении
умственно отсталых дошкольников: кн. для учителя. М.: БУК-МАСТЕР, 1993.
Мамаева В.В. Логика. Санкт-Петербург. Издательская группа «Азбукаклассика», 2010 Жукова О.С. Простые и увлекательные упражнения по
обучению чтению. М.: - Астрель, 2010
 Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в
развитии: сборник игр и игровых упражнений. М.: Книголюб», 2007. Семаго

Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей
дошкольного и младшего школьного возраста – Москва «Айрис - пресс», 2007
г. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в
развитии: Кн. для педагога-дефектолога. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2006. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Детям о времени: популярное пособие
для родителей и педагогов.
Интернет ресурсы:
Копилка дидактических игр (где можно посмотреть и скачать)
Игры для развития речи:
http://doshvozrast.ru/igra/igra.htm
http://doshvozrast.ru/igra/igradidakt04.htm
http://www.iulyaplatonowa.narod.ru/kartoteka_igr/didakticheskie_igri_po_razvitiyu_rechi
/ http://detskieradosti.ru/load/107-1-0-9278
Игры для развития фонематического слуха:
http://detsad-kitty.ru/metod/6479-igry-dlya-razvitiya-fonematicheskogo-sluxa.html
http://bebi.ucoz.ru/publ/32-1-0-162
http://www.maaam.ru/detskijsad/igry-razvivayuschie-fonematicheskii-sluh.html
Пальчиковые игры:
http://maminsite.ru/early.files/early8.html
http://vscolu.ru/articles/palchikovye-igry-dlya-detej.html
http://www.school.edu.ru/default.asp


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».