Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сокольская средняя школа
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ Сокольской СШ,
утвержденной приказом
от 31.08.2023 №574
с изменениями от 29.08.2024 №582
Рабочая программа по учебному предмету
«Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 класса
р.п. Сокольское
2024г.
Пояснительная записка
Учебный предмет «Индивидуальный проект» представляет собой
обязательную особую форму организации деятельности (учебное
исследование или учебный проект) и входит в учебные планы и
индивидуальные учебные планы (ИУП) учащихся на уровне среднего общего
образования.
Основная функция данной формы деятельности – это развитие
метапредметных умений, а также исследовательской компетентности,
предпрофессиональных навыков и творческих способностей в соответствии с
интересами и склонностями учащегося.
Индивидуальный проект выполняется старшеклассником в течение одного
года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и
должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или
разработанного проекта – информационного, творческого, социального,
прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного, игрового – в
соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, и
положением об организации проектной деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
гражданская
позиция как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего
чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность
основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность
и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим
негативным социальным явлениям;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных
привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей,
умение оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы
для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность
и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных
и организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
умение
самостоятельно оценивать
и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и
нравственных ценностей;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
умения, специфические для данной предметной области, виды
деятельности по получению нового знания в рамках учебного
предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях;
владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и
приемами.
В результате освоения учебного курса «Индивидуальный проект» у
обучающегося сформируются:
навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;
способность
к
инновационной,
аналитической,
творческой,
интеллектуальной деятельности;
навыки
проектной деятельности, а также самостоятельного
применения приобретенных знаний и способов действий при решении
различных задач, используя знания одного или нескольких учебных
предметов или предметных областей;
способность ставить цели и формулировать гипотезу исследования,
планировать работу, выбирать и интерпретировать необходимую
информацию, структурировать и аргументировать результаты
исследования на основе собранных данных;
системные представления и опыт применения методов, технологий и
форм
организации
проектной
и
учебно-исследовательской
деятельности для достижения практико-ориентированных результатов
образования;
навыки
разработки, реализации и общественной презентации
результатов исследования, индивидуального проекта, направленного
на решение научной, личностно и (или) социально значимой
проблемы;
навыки участия в различных формах организации учебноисследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы,
научные общества, научно-практические конференции, олимпиады,
национальные образовательные программы и другие формы),
возможность получения практико-ориентированного результата;
умения определять и реализовывать практическую направленность
проводимых исследований;
научный тип мышления, компетентность в предметных областях,
учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Содержание курса
Модуль 1. Культура исследования и проектирования (6 ч)
Знакомство с современными научными представлениями о нормах
проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже
реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области
проектирования: проект; технологические, социальные, экономические,
волонтёрские, организационные, смешанные проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся
(индивидуально и в группах) на основе найденного материала из
открытых источников и содержания школьных предметов, изученных ранее
(истории, биологии, физики, химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его
отличие от других профессиональных занятий.
Раздел 1.4. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина.
Рассмотрение примера масштабного проекта от первоначальной
идеи с системой аргументации до полной его реализации.
Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование. Разбор
понятий: проектно-конструкторская деятельность, конструирование,
техническое проектирование.
Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить
социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в сознании
учащихся.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских
проектов:
социокультурные,
информационно-консультативные,
экологические.
Раздел 1.8. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение
социального проекта «Дети одного Солнца», разработанного и
реализованного старшеклассником.
Раздел 1.9. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей
IT-технологий для решения практических задач в разных сферах
деятельности человека.
Раздел 1.10. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности.
Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской
деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект
исследования.
Модуль 2. Самоопределение (4 ч)
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить
своим проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности
темы для проекта/исследования.
Модуль 3. Замысел проекта (3 ч)
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.
Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов
проекта.
Раздел 3.4. Роль акции в реализации проектов.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта (3 ч)
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с
понятиями разных предметных дисциплин
Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий: планирование,
прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель.
Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий:
кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы,
долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок,
краудфандинг.
Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность использования
вклада каждого участника. Особенности работы команды над проектом,
проектная команда, роли и функции в проекте.
Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта (5 ч)
Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий:
жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия),
эксплуатация, утилизация.
Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и
преодоления.
Раздел 5.3. Практическое занятие по анализу проектного замысла
«Завод по переработке пластика».
Раздел 5.4. Практическое занятие по анализу проектного замысла
«Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
Раздел 5.5. Практическое занятие по анализу региональных проектов
школьников по туризму и краеведению.
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и
исследовательских работ (5 ч)
Раздел 6.1. Позиция эксперта.
Раздел 6.2. Предварительная защита проектов и исследовательских
работ, подготовка к взаимодействию с экспертами.
Раздел 6.3. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного
металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках
проекта и его экспертная оценка.
Раздел 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная оценка.
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (6 ч)
Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий:
изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии.
Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру.
Раздел 7.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования.
Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос,
генеральная совокупность, выборка респондентов.
Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов.
Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и
возможности продвижения проектов в социальных сетях.
Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для
продвижения проекта.
Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной и
исследовательской деятельности.
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (2ч)
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/
исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и
проведению.
Примерное календарно-тематическое планирование
(1 ч/нед0/ 34 ч за 1 года)
Дата
№ урока
№ урока
Тема урока
Основное содержание
в теме
Домашнее
задание
10 КЛАСС (34 ч)
Модуль 1. Культура исследования и проектирования (6 ч)
1
1
Что такое проект и почему
Понятие проекта. Происхождение понятия.
реализация проекта — это сложно, но
Цели проектов. Проекты, оказавшие
интересно.
влияние на жизнь большей части
п.1.1
человечества. Отечественные и зарубежные
масштабные проекты. Непредсказуемые
последствия проектов.
2
2
Выдвижение проектной идеи как
Конечный результат проекта. Логика
формирование образа будущего.
работы проектировщика. Отличие
п.1.3
проектирования от занятий искусством,
математикой и других профессиональных
занятий. Реальное и воображаемое в
проектировании
3
3
Техническое проектирование и
Понятие «техносфера». Искусственная
конструирование как типы
среда. Конструирование и конструкции.
деятельности
Анализ и синтез вариантов конструкции.
Функция конструкции.
Личное действие в проекте. Отчуждаемый
продукт
п.1.5
4
4
Социальное проектирование: как
Отличие проекта от дела. Социальное
сделать лучше общество, в
проектирование. Старт социального
котором мы живём
проекта. Отношения, ценности и
п.1.6
нормы в социальном проекте.
Проектирование ценности. Проектирование
способов деятельности. Мероприятия
проекта
5
5
Волонтёрские проекты и сообщества
Личная ответственность за происходящее
п.1.7
вокруг нас. 2018 год — год добровольца
(волонтёра) в РФ. Организация
«Добровольцы России»
6
6
Исследование как элемент проекта и
Цель и результат исследования.
как тип деятельности
Исследования фундаментальные и
прикладные. Монодисциплинарные и
междисциплинарные исследования.
Гипотеза и метод исследования. Способ и
методика исследования
Модуль 2. Самоопределение (4ч)
7
1
Проекты и технологии: выбираем
Приоритетные направления развития:
сферы деятельности
транспорт, связь, новые материалы,
п.2.1
здоровое питание, агробиотехнологии,
«умные дома» и «умные города»
8
2
Создаём элементы образа будущего:
Позитивный образ будущего для себя и для
что мы хотим изменить своим
других. Понятие качества жизни
проектом.
п.2.2
9
3
Знакомимся с проектными
Президентский форум «Месторождение
движениями
талантов», молодёжные программы «Шаг в
п.2.4
будущее», «Билет в будущее»
10
4
Первичное самоопределение.
Варианты самоопределения при выборе
Обоснование актуальности темы для
темы: актуальность, желание
проекта или исследования
осуществить изменения, стремление
п.2.5
обеспечить развитие, получение новых
знаний и др.
Модуль 3. Замысел проекта (3 ч)
11
1
Формулирование цели проекта
Цели и ценности проекта. Личное
п.3.2
отношение к ситуации. Соотнесение
прогноза и идеала. Постановка цели и
принятие цели. Заказчик проекта
12
2
Роль акции в реализации проекта
Понятие и сущность акции. Отличие
п.3.4
акции от проекта. Роль акции в реализации
проекта
13
3
Ресурсы и бюджет проекта
Ресурс для реализации проекта. Средства
п.3.5
достижения цели проекта. Участники
проекта. Интересанты проекта
Модуль 4. Условия реализации проекта (3 ч)
14
1
Планирование действий — шаг за
Понятие планирования. Основная
шагом по пути к реализации проекта
функция планирования. Инструменты
планирования. Контрольные точки
планируемых работ
п.4.1
15
2
Источники финансирования проекта
Понятие бюджета проекта. Собственные
п.4.2
средства. Привлечённые средства.
Источники финансирования. Венчурные
фонды. Кредитование
16
3
Сторонники и команда проекта: как
Работа с разными позициями. Противники
эффективно использовать
проекта. Сторонники проекта. Команда
п.4.3
уникальный вклад каждого участника проекта
Модуль 5. Трудности реализации проекта (5ч)
17
1
Переход от замысла к реализации
Жизненный цикл проекта. Жизненный цикл
проекта
продукта. Переосмысление замысла.
п.5.1
Несовпадение замысла и его
реализации
18
2
Риски проекта
Возможные риски проекта. Способы
п.5.2
предупреждения рисков
19
3
Практическое занятие. Анализ
Проблема. Цель проекта. Задачи проекта.
проектного замысла «Завод по
План реализации проекта. Результаты
переработке пластика»
проекта. Средства реализации проекта.
п.5.3
Вариативность средств.
Прорывные технологии и фундаментальные
знания.
20
4
Практическое занятие. Анализ
Анализ ситуации. Критерии сравнения
проектного замысла «Превратим
проектных замыслов
мусор в ресурс». Сравнение
проектных замыслов
п.5.4
21
5
Практическое занятие. Анализ
Анализ ситуации. Образ желаемого
проектов сверстников: туризм
будущего. Оригинальность идеи проекта.
и краеведение
Бизнес-план. Маркетинговые риски
п.5.5
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (5 ч)
22
1
Позиция эксперта
Экспертная позиция. Экспертное
п.6.1
мнение и суждение. Разные подходы
к проблематике проектов. Запрос на
ноу-хау и иные вопросы эксперту
23
2
24
3
25
4
26
5
Критерии анализа и оценивания
Критерии анализа и оценивания
проектной работы
проектной работы
п.6.2
Предварительная защита проектных и исследовательских работ
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (6ч)
27
1
Технология как мост от идеи к
Изобретения. Технологии. Технологические
продукту
долины. Наукограды. Использование
п.7.1
технологий для решения проблем
28
2
Видим за проектом инфраструктуру
Инфраструктура. Базовый
производственный процесс.
Вспомогательные процессы и структуры.
Свойства инфраструктуры
п.7.2
29
3
Опросы как эффективный
Социологический опрос как метод
инструмент проектирования
исследования. Использование опроса
п.7.3
при проектировании и реализации
проекта. Интернет-опросы. Понятие
генеральной совокупности
30
4
Возможности социальных сетей.
Возможности сетей для поиска
Сетевые формы проектов
единомышленников и продвижения
п.7.4
проектов
31
5
Использование видеоролика в
Создание видеоролика как средство
продвижении проекта
продвижения проекта. Создание «эффекта
п.7.5
присутствия». Сценарий. Съёмка. Монтаж
32
6
Оформление и предъявление
Выстраивание структуры текста для
результатов проектной и
защиты. Основные пункты и тезисы
исследовательской деятельности
выступления. Наглядность, ёмкость,
информативность выступления
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (2 ч)
33
1
34
2
Презентация и защита индивидуального проекта
п.7.6
Средства обучения и воспитания
1. Индивидуальный проект. 10-11 классы : учеб. пособие для
общеобразоват.организаций / М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова,
М.В. Майсак. – М.: Просвещение, 2019.
2. Проектная мастерская. 5-9 классы : учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / А. В. Леонтович, И. А. Смирнов, А. С. Саввичев. — М. :
Просвещение, 2019.
3. Исследовательские и проектные работы по физике. 5-9 классы : учеб.
пособие для общеобразоват.организаций / А.А. Марко, И.А. Смирнов. — М. :
Просвещение, 2019.
4. Школа волонтёра. 10—11 классы : учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / О. А. Аплевич, Н. В. Жадько. — 2-е изд. — М. :
Просвещение, 2020.