МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Администрация г.о. Сокольский
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Сокольская средняя школа
ПРИЛОЖЕНИЕ№15
к адаптированной основной
общеобразовательной программе
образования обучающихся
с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(5-9класс)
МБОУ Сокольской СШ
утвержденной приказом
от 29.08.2024г. № 581
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Труд (технология)»
Профиль: «Столярное дело»
5-9 классы
Пояснительная записка
Цель программы – дать учащимся знания, умения и навыки по предпрофильной
подготовке к овладению профессии столяра и плотника, расширить знания учащихся по
технологиям декоративной обработки древесины, развить эстетический вкус учащихся.
В процессе занятий по столярному делу решаются следующие
Задачи:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения
учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно
значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры,
организации производства и труда;
- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и
использования технологической информации, самостоятельного и осознанного
определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами
труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления
объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление
профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом,
личностными особенностями;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного
воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей,
способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения
практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса,
к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности,
предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного
отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование
представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, еѐ роли в
общественном развитии;
- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной
практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и
услуг и готовности к продолжению обучения в системе.
Общая характеристика учебного предмета
Трудовое обучение предусматривает подготовку учащихся специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному
выполнению заданий по столярной обработке древесины со специализацией по профессии
столяр или плотник.
В 5 классе учащиеся знакомятся с основными разметочными и столярными
инструментами и приемами работы с ними. В программу 5 класса включены темы по
промышленной заготовке древесины, соединению деталей с помощью шурупов или
гвоздей, выжиганию и изготовлению из дерева игрушек и чтение технического рисунка.
В 6 классе продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и
изготовление изделий из деталей круглого сечения. Геометрическая резьба по дереву.
Угловое концевое соединение брусков вполдерева, а также в программу включены темы
сверление и склеивание.
В 7 классе углубляются знания по столярным инструментам и приемам работы с
ними.
Продолжают работу по геометрической резьбе по дереву. Продолжают изучение угловых
соединений деталей, свойства древесины, лесоматериалы, пороки и способы их
устранения. Во второй четверти начинается обучение работе на токарном станке.
В 8-9 классах углубляются знания о пороках и дефектах древесины и приемах их
заделки. В программу включены темы по изготовлению столярно- мебельных изделий.
Углубляются навыки и умения обработки древесины на токарном станке. В 9 классе
изучается трудовое законодательство.
Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках
математики, естествознания и истории.
Эти знания помогают им строить чертежи выполнять разметку и экономить
пиломатериалы, вникать в положения трудового законодательства. В свою очередь,
навыки и умения, полученные при освоении столярных операций способствуют более
успешному изучению школьниками общеобразовательных предметов.
Традиционные формы обучения дополняются экскурсиями на мебельное производство.
Благодаря конкретным впечатлениям учащиеся прочнее усваивают теоретические
сведения.
Изучение этого учебного предмета в V-IX-х классах способствует получению
обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей
формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и
навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с
учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Программа столярного дела способствует решению следующих задач:
― развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия,
уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
― обучение обязательному общественно полезному, производительному труду;
подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье
и по месту жительства;
― расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека;
― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических
традициях в мире вещей;
― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
― ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
― ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых
интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии
и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
― формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса,
деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым
профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;
― ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и
испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в
условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими
возможностями и состоянием здоровья учащихся;
― формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических,
конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в
общественно полезном, производительном труде;
― формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании
трудовой деятельности;
― совершенствование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности;
― коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи);
― коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
― коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование
практических умений;
― развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью);
― формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;
― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности,
инициативности.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии:
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов
используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение
материалов (природные, производимые промышленностью и проч.).
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда, приспособления,
станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования,
ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования ― качество и
производительность труда.
Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда; основные
профессиональные операции и действия; технологические карты. Выполнение отдельных
трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством педагога.
Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных
знаний.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и
ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении
работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального
поведения.
Обучение проводится в соответствующих содержанию программы учебных
мастерских. Количество учебных часов принимается в соответствии с принятым школой
учебным планом.
Предусмотрена классно-урочная организация учебного процесса.
Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности
знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью
корректировки методики обучения используется текущий, промежуточный и итоговый
контроль. Контроль знаний и умений осуществляется с помощью тестов, карточекзаданий, контрольных работ.
В процессе обучения используются технологические и инструкционные карты,
дидактические материалы (для личного использования учащимися на уроках), образцы
отдельных деталей и узлов, готовых изделий. На каждом занятии предусматривается
включение учащихся в практическую деятельность продуктивного, творческого
характера.
Формы организации образовательного процесса:
•
урок,
•
практическая работа,
•
самостоятельная работа,
•
фронтальная работа.
Основные технологии:
•
личностно-ориентированное,
•
деятельностный подход,
•
уровневая дифференциация,
•
информационно-коммуникативные,
•
здоровьесберегающие,
•
игровые.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
•
Беседа (диалог).
•
Работа с книгой.
•
Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку,
наглядному изображению.
•
Самостоятельная работа
•
Работа по карточкам.
•
Работа по плакатам.
•
Составление плана работ, планирование последовательности операций по
технологической карте.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
•
Демонстрация натуральных объектов;
•
ИТК
•
Дифференцирование, разноуровневое обучение;
•
Наглядные пособия, раздаточный материал;
•
Создание увлекательных ситуаций;
•
Занимательные упражнения;
•
Экскурсии;
•
Декады трудового обучения;
•
Участие в конкурсах;
•
Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мышления(наглядно- образного, словесно- логического), памяти.
- развитие мыслительных операций (умение сравнивать, анализировать).
- коррекция звукового и зрительного восприятия;
- коррекция развития речи: обогащение словаря;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально- личностной сферы (стремление доводить
начатое дело до конца), исправление недостатков познавательной деятельности
(наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки), а также недостатков
физического развития, мелкой моторики рук.
Описание места учебного предмета
Учебный предмет « Труд (технология)» входит в предметную область «Технологии».
По учебному плану на учебный предмет в 5 классе отводится 6 часов, 6 классе 6 часов,
7 классе 7 часов, 8 классе 8 часов, 9 классе 8 в неделю.
5 класс – 204 часа (6 часов в неделю)
6 класс – 204 часа (6 часов в неделю)
7 класс – 238 часов (7 часов в неделю)
8 класс – 272 часа (8 часов в неделю)
9 класс – 272 часа (8 часов в неделю)
Всего – 1190 учебных часов.
Содержание учебного предмета
5 класс
Разделы
Вводное занятие
Пиление
Содержание
I четверть
Сообщение темы занятий на четверть. Уточнение правил
поведения учащихся в мастерской. Правила безопасности в работе с
инструментом.
Изделие. Игрушечный строительный материал из брусков разного
сечения и формы. Заготовки для последующих работ.
Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Миллиметр
как основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении.
Правила безопасности при пилении и работе шкуркой.
Столярные инструменты и приспособления: виды (измерительная
линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло),
устройство, правила пользования и назначение. Понятие припуск на
обработку.
Материалы для изделия: шлифовальная шкурка, водные краски.
Умение. Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с
помощью линейки и угольника. Пиление поперек волокон в стусле.
Шлифование торцов деталей шкуркой. Шлифование в «пакете».
Пиление подуглом в стусле. Контроль за правильностью размеров и
формы детали с помощью линейки и угольника.
Практические работы. Пиление брусков, выстроганных по толщине
и ширине. Окрашивание изделий кисточкой.
Промышленная заготовка древесины
Теоретические сведения. Дерево: основные части (крона, ствол,
корень), породы (хвойные, лиственные).
Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна),
транспортировка. Пиломатериал: виды, использование.
Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ширина, толщина).
Брусок: (квадратный, прямоугольный), грани и ребра, их
взаиморасположение (под прямым углом), торец.
Изделие. Игрушечная мебель: стол, стул, банкетка и др.
Игрушки из
Теоретические сведения. Рисунок детали изделия: назначение,
древесного
выполнение, обозначение размеров.
материала
Шило, назначение, пользование, правила безопасной работы.
Умение. Работа шилом. Изображение детали (технический рисунок).
Практические работы. Разметка деталей из выстроганных по
толщине и ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок
фанеры. Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление
полосок фанеры в приспособлении. Подготовка отверстий для
установки гвоздей с помощью шила. Сборка и контроль изделий.
Самостоятельная По выбору учителя.
работа
II четверть
Вводное занятие Объяснение чем учащиеся будут заниматься в течении II четверти.
Правила безопасности при работе с инструментами.
Изделие. Подставка для карандашей, кисточек из прямоугольного
Сверление
отверстий
на бруска, выстроганного по ширине и толщине (основание — из
фанеры или дощечки).
станке
Теоретические сведения. Понятия сквозное и несквозное отверстие.
Настольный сверлильный станок: назначение и основные части.
Сверла: виды (спиральное, перовое), назначение. Правила безопасной
работы на настольном сверлильном станке.
Умение. Работа на настольном сверлильном станке.
Практические работы. Разметка параллельных (одинаково
удаленных друг от друга) линий по линейке и угольнику. Крепление
сверла в патроне сверлильного станка. Работа на сверлильном станке
с применением страховочного упора. Сверление несквозных
отверстий по меловой отметке на сверле или с муфтой. Контроль
столярной
ножовкой
глубины сверления.
Изделия. Модели корабля, гусеничного трактора, грузового
автомобиля.
Теоретические сведения. Рашпиль, напильник драчевый, коловорот:
устройство, применение, правила безопасной работы. Шурупы,
отвертка: устройство, применение, правила безопасной работы
Умение. Работа рашпилем, напильником, коловоротом, отверткой.
Организовать работы на верстаке.
Наглядное пособие. Изображения (рисунки, фотографии) корабля,
гусеничного трактора, грузовика.
Практические работы. Крепление заготовок в заднем зажиме
верстака. Изготовление деталей.
Обработка закругленных поверхностей рашпилем (драчевым
напильником). Сборка изделия с помощью гвоздей, шурупов и клея
Объекты работы. Ранее выполненное изделие (игрушечная мебель,
Выжигание
подставка и др.).
Теоретические сведения. Электровыжигатель: устройство, действие,
правила безопасности при
выжигании. Правила безопасности при работе с лаком.
Умение. Работа электровыжигателем. Работа с лаком. Перевод
рисунка на изделие
Практические работы. Подготовка поверхности изделия к
выжиганию. Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной
бумаги. Работа выжигателем. Раскраска рисунка. Нанесение лака на
поверхность изделия.
Самостоятельная По выбору учителя.
работа
III четверть
Вводное занятие Сообщение программы на III четверть. Соблюдение правил
безопасности.
Изделие. Заготовка деталей для будущего изделия.
Пиление
Теоретические сведения. Пиление: виды (поперек и вдоль волокон),
лучковой пилой
разница между операциями.
Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для поперечного и
продольного пиления, правила безопасной работы и переноски. Брак
при пилении: меры предупреждения.
Умение. Работа лучковой пилой.
Практические работы. Подготовка рабочего места. Разметка
заготовки по заданным размерам. Подготовкалучковой пилы к
работе. Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Пиление
поперек и вдоль волокон.
Контроль правильности пропила угольником.Строгание рубанком
Изделие. Заготовка деталей изделия.
Теоретические сведения. Широкая и узкая грани бруска, ребро
бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измерение,
последовательность разметки при строгании. Общее представление о
строении древесины: характере волокнистости и ее влияние на
процесс строгания. Рубанок: основные части, правила безопасного
пользования, подготовка к работе.
Умение. Работа рубанком. Крепление черновой заготовки на
верстаке. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и
угольником. Разметка ширины и толщины заготовки с помощью
Игрушки из
древесины и
других
материалов
линейки и карандаша. Проверка выполненной работы.
Изделие. Настенная полочка.
Теоретические сведения. Шило граненое, буравчик: назначение,
применение. Шуруп, элементы,
взаимодействие с древесиной. Раззенковка, устройство и применение.
Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Правила
безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью.
Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изделия),
виды линий: видимого контура,размерная, выносная.
Умение. Работа раззенковкой, буравчиком, ручной дрелью.
Упражнение. Сверление отверстий на отходах материалов ручной
дрелью.
Практические работы. Осмотр заготовок. Подготовка отверстий
под шурупы шилом и сверлением.
Зенкование отверстий. Завинчивание шурупов. Проверка
правильности сборки. Отделка изделия шлифовкой и лакированием.
Самостоятельная По выбору учителя.
работа
IV четверть
Вводное занятие Задачи обучения и план работы на IV четверть.
Изделия. Разделочная доска, кухонная лопаточка, ящик для хранения
Изготовление
кухонной утвари кухонного инструмента на занятиях по домоводству.
Теоретические сведения. Черчение: построение, нанесение
размеров, отличие чертежа от технического рисунка. Древесина для
изготовления кухонных инструментов и приспособлений.
Выполняемое изделие: назначение, эстетические требования.
Умение. Выполнение чертежа, ориентировка в работе по чертежу.
Практические работы. Подбор материала и подготовка рабочего
места. Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. Строгание.
Чистовая разметка и обработка заготовки. Отделка изделия. Проверка
качества работы.
Изделие. Подставка из реек для цветов.
Соединение
Теоретические сведения. Врезка как способ соединения деталей.
рейки с бруском
Паз: назначение, ширина, глубина.
врезкой
Необходимость плотной подгонки соединений. Требования к
качеству разметки.
Стамеска: устройство, применение, размеры, правила безопасной
работы.
Умение. Работа стамеской. Пользование чертежом. Выполнение
соединений врезкой.
Упражнение. Запиливание бруска на определенную глубину (до
риски) внутрь от линии разметки.
Удаление стамеской подрезанного материала. (Выполняется на
материалоотходах).
Практические работы. Строгание брусков и реек по чертежу.
Одновременная разметка пазов на двух
брусках. Выполнение пазов. Соединение и подгонка деталей.
Предупреждение неисправимого брака.
По выбору учителя.
Контрольная
работа
Соединение
деталей с
помощью
шурупов
6 класс
Разделы
Вводное занятие.
Изготовление
изделия из
деталей круглого
сечения
Строгание.
Разметка
рейсмусом
Геометрическая
резьба по дереву
Содержание
I четверть
Задачи обучения, план работы на I четверть.
Повторение базовых знаний и умений, полученных в 5 классе.
Изделия. Швабра. Детская лопатка. Ручка для лопатки. Грабли.
Теоретические сведения. Диагонали. Нахождение центра квадрата,
прямоугольника проведением
диагоналей. Материал для ручки лопаты, швабры, граблей.
Правила безопасности при строгании и отделке изделия.
Практические работы. Выпиливание заготовки по заданным
размерам. Выстрагивание бруска квадратного сечения. Разметка
центра на торце заготовки. Сострагивание ребер восьмигранника
(скругление). Обработка напильником и шлифование. Проверка
готовой продукции.
Изделие. Заготовка для будущего изделия. Теоретические сведения.
Столярный рейсмус: виды, устройство, назначение, правила
безопасной работы. Лицевая сторона бруска: выбор, обозначение,
последовательность строгания прямоугольной заготовки.
Практические работы. Измерение заготовки (определение
припусков на обработку). Выбор лицевой стороны. Строгание
лицевой пласти и лицевой кромки. Контроль выполнения работы
линейкой и угольником. Установка рейсмуса. Разметка толщины
бруска и строгание до риски.
Отпиливание бруска в размер по длине. Проверка выполненной
работы.
Изделия. Учебная дощечка. Детали будущего изделия.
Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, виды,
материал, инструменты, геометрические узоры и рисунки. Правила
безопасности при резьбе. Возможный брак при выполнении
резьбы.
Практические работы. Нанесение рисунка на поверхность
заготовки.
Вырезание
геометрического орнамента. Отделка
морилкой, анилиновыми красителями. Коллективный анализ
выполненных работ.
Виды работы: изделия для школы.
Практическое
повторение
Самостоятельная Изготовление с ориентировкой на чертеж детской лопатки, настенной
полочки.
работа
II четверть
Вводное занятие Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности
работы в мастерской.
Изделие. Подрамник.
Угловое
Теоретические сведения. Шип: назначение, размеры (длина,
концевое
ширина, толщина), элементы (боковые грани, заплечики). Основные
соединение
свойства столярного клея. Последовательность подготовки клея к
брусков
работе. Условия прочного склеивания деталей: плотность подгонки
вполдерева
деталей, сухой материал, прессование, скорость выполнения
операций.
Практические работы. Разметка и выпиливание шипов. Подгонка
соединения. Нанесение клея на детали. Проверка прямоугольности
соединений, прессование (установка соединения в зажимах).
Теоретические сведения. Сверлильный станок: устройство,
назначение. Правила
безопасности при работе. Зажимной патрон: назначение,
устройство. Спиральное сверло с цилиндрическим хвостовиком:
элементы. Диаметры. Инструменты для выполнения больших
отверстий.
Понятие диаметр отверстия. Обозначение диаметра отверстия на
чертеже.
Упражнение. Работа на сверлильном станке по бросовому
материалу.
Плечики-вешалка. Кронштейн для ампельных растений. Полочка с
Криволинейное
криволинейными деталями.
пиление.
Теоретические сведения. Пила выкружная (для криволинейного
Обработка
пиления). Учет направления волокон древесины при разметке
криволинейной
кромки изделия. деталей. Исправимый и неисправимый брак при пилении.
Напильник драчевый, виды, назначение, формы. Стальная щетка
для очистки напильника.
Правила
безопасной
работы
стамеской,
напильником,
шлифовальной шкуркой. Выпуклые и вогнутые кромки детали.
Радиус. Обозначение радиуса на чертеже. Скругление угла. Точки
сопряжения.
Практические работы. Разметка криволинейной детали по
шаблону. Подготовка выкружной пилы к работе. Пиление по
кривым
линиям.
Контроль
прямоугольности
пропила
в
направлении толщины доски. Строгание выпуклых кромок.
Обработка кромок стамеской, напильником и шкуркой.
Самостоятельная По выбору учителя два—три изделия.
работа
III четверть
Вводное занятие Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности
работы в мастерской.
Изделия. Учебный брусок. Средник для лучковой пилы.
Долбление
сквозного
и Теоретические сведения. Гнездо как элемент столярного
соединения. Виды (сквозное и глухое), размеры (длина, ширина,
несквозного
глубина). Столярное долото: назначение, устройство, сравнение со
гнезд
стамеской, определение качества, заточка, правила безопасного
пользования. Прием долбления при ширине гнезда больше ширины
долота.
Брак при долблении: виды предупреждения. Установка рейсмуса
для разметки гнезда. Линия невидимого контура чертежа.
Практические работы. Разметка несквозного (глухого) и сквозного
гнезда. Крепление детали при долблении. Последовательность
долбления сквозного гнезда. Подчистка гнезда стамеской.
Теоретические
сведения.
Хвойные
(сосна,
ель,
пихта,
Свойства
лиственница, кедр), лиственные (дуб, ясень, бук, клен, вяз, береза,
основных пород
осина, ольха, липа, тополь) породы: произрастание, свойства
древесины
древесины (твердость, прочность, цвет, текстура), промышленное
применение. Определение древесных пород по образцам древесины.
Изделия. Скамейка. Подставка под цветочные горшки.
Угловое
Теоретические
сведения.
Соединения
УС-3: применение,
серединное
элементы (торцевая грань шипа, заплечики, боковые грани шипа,
соединение на
толщина, ширина, длина шипа; глубина, стенки проушины).
шип одинарный
Сверление
Зависимость прочности соединения от плотности подгонки деталей.
Пилы для выполнения шиповых соединений. Значение лицевых
сторон деталей при
сборке изделия. Правила безопасности при обработке шипа и сборке
соединения.
Упражнение. Изготовление образца соединения УС-3 из
материалоотходов.
Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка. Крой
заготовок. Выполнение чистовых заготовок. Разметка деталей.
Выполнение соединений. Сборка «насухо». Подгонка и сборка на
клею.
Практическое повторение
Изделие: банкетка
Самостоятельная По выбору учителя.
работа
IV четверть
Вводное занятие Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности
работы со стамеской.
Изделия. Рамка для табурета. Подрамник для стенда.
Угловое
Теоретические сведения. Применение соединения УК-1. Учет
концевое
лицевых сторон деталей при разметке и сборке изделия: Условия
соединение на
прочности соединения. Чертеж и образец соединения УК-1.
шип открытый
Правила безопасности при выполнении соединения.
сквозной
одинарный УК-1 Упражнения. Выполнение соединения из материалоотходов.
Практические работы. Изготовление чистовых заготовок.
Разметка проушины с кромок и торца.
Запиливание проушины внутрь от линий разметки. Разметка шипа.
Запиливание шипа слева и справа от риски. Долбление проушины с
двух сторон. Подгонка соединения и обозначение деталей.
Проверка качества работы.
Объекты работы. Стамеска, долото.
Заточка
Теоретические сведения. Названия элементов стамески и долота.
стамески и
Угол заточки (заострения).
долота
Виды абразивных материалов. Бруски для заточки и правки стамески
и долота.
Способы определения качества заточки. Правила безопасной
работы при затачивании. Предупреждение неравномерного износа
абразивного бруска.
Практические работы. Заточка стамески и долота на бруске.
Правка лезвия. Проверка правильности заточки.
Объект работы. Детали изделия.
Склеивание
Теоретические сведения. Клей: назначение, виды (животного
происхождения, синтетический),
свойства, применение, сравнение. Критерии выбора клея.
Определение качества клеевого раствора. Последовательность и
режим склеивания при разных видах клея. Склеивание в
хомутовых струбцинах и механических ваймах.
Упражнение. Определение вида клея по внешнему виду и запаху.
По выбору учителя изготовление 3-4 изделий.
Контрольная
работа
сквозной УС-3
7 класс
Разделы
Содержание
I четверть
Вводное занятие Повторение пройденного в 6 классе. Задачи обучения и план работы
на четверть. Правила безопасности при работе в мастерской.
Изделия. Подкладная доска для трудового обучения в младших
Фугование
классах. Чертежная доска.
Теоретические сведения. Фугование: назначение, сравнение со
строганием рубанком, приемы работы.
Устройство фуганка и полуфуганка. Двойной нож: назначение,
требования к заточке. Технические требования к точности
выполнения деталей щитового изделия. Правила безопасной работы
при фуговании.
Умение. Работа фуганком с двойным ножом.
Практические работы. Разборка и сборка полуфуганка. Подготовка
полуфуганка к работе. Фугование кромок делянок. Проверка точности
обработки. Склеивание щита в приспособлении. Строгание лицевой
пласти щита. Заключительная проверка изделия.
Теоретические сведения. Значение правильного хранения материала.
Хранение и
сушка древесины Способы хранения древесины.
Естественная и камерная сушка. Виды брака при сушке. Правила
безопасности при укладывании материала в штабель и при его
разборке.
Экскурсия. Склад лесоматериалов.
Объекты работы. Доска для резки продуктов. Ранее выполне-ное
Геометрическая
резьба по дереву изделие.
Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, древесина,
инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы.
Геометрический орнамент: виды, последовательность действий при
вырезании треугольников.
Практические работы. Выбор и разметка рисунка. Нанесение
рисунка на поверхность изделия.
Крепление заготовки (изделия). Вырезание узора. Отделка изделий
морилкой, анилиновыми красителями, лакированием.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление и украшение разделочной доски.
Самостоятельная По выбору учителя.
работа
II четверть
Вводное занятие Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности
при работе с красками, клеем и выполнение токарных работ.
Изделия. Табурет. Подставка для цветов.
Угловое
Теоретические сведения. Понятие шероховатость обработанной
концевое
поверхности детали. Неровность поверхности: виды, причины,
соединение на
устранение. Шерхебель: назначение, устройство, особенности заточки
шип с
ножа, правила безопасной работы. Последовательность строгания
полупотемком
несквозной УК-4 шерхебелем и рубанком. Зависимость чистоты пропила от величины
и развода зуба пильного полотна. Ширина пропила.
Соединения УК-4: применение, конструктивные особенности. Анализ
чертежа соединения. Чертеж детали в прямоугольных проекциях:
главный вид, вид сверху, вид слева.
Умение. Работа шерхебелем. Выполнение соединения УК-4. Анализ
чертежа.
Упражнение. Изготовление образца соединения УК-4 из материалоотходов.
Практические работы. Обработка чистовой заготовки. Разметка
соединения УК-4. Разметка глухого гнезда.
Контроль долбления глухого гнезда. Спиливание шипа на полутемок.
Сборка изделия без клея. Сборка на клею. Зажим соединений в
приспособлении для склеивания.
Объекты работы. Изделие, выполненное ранее.
Непрозрачная
Теоретические сведения. Назначение непрозрачной отделки.
отделка
Отделка клеевой, масляной и эмалевой красками. Основные свойства
столярного
этих красок.
изделия
Ознакомление с производственными способами нанесения красок.
Время выдержки окрашенной поверхности. Промывка и хранение
кистей. Шпатлевание углублений, трещин, торцов. Сушка и зачистка
шлифовальной шкуркой. Отделка олифой. Правила безопасной
работы при окраске.
Умение. Шпатлевание. Работа с клеевой, масляной и эмалевой
красками, олифой.
Упражнение. Распознавание видов краски по внешним признакам.
Изделия. Городки. Детали игрушечного строительного материала.
Токарные
Шашки.
работы
Теоретические сведения. Токарный станок по дереву: устройство
основных частей, название и назначение, правила безопасной работы.
Токарные резцы для черновой обточки и чистового точения:
устройство,
применение,
правила
безопасного
обращения.
Кронциркуль (штангенциркуль): назначение,применение.
Основные правила электробезопасности.
Умение. Работа на токарном станке по дереву. Работа
кронциркулем.Практические работы. Организация рабочего места.
Предварительная обработка заготовки. Крепление заготовки в
центрах и взаколотку. Установка и крепление подручника. Пробный
пуск станка.
Черновая и чистовая обработка цилиндра. Шлифование шкурой в
прихвате. Отрезание изделия резцом.
Практическое повторение. Виды работы. Выполнение изделий для
школы.
Самостоятельная По выбору учителя.
работа
III четверть
Вводное занятие План работы на четверть. Правила безопасности при работе со
столярными инструментами.
Изделия. Ручки для молотка, стамески, долота.
Обработка
Теоретические сведения. Лиственные твердые породы дерева:
деталей из
береза, дуб, бук, рябина, вяз, клен, ясень.
древесины
Технические характеристики каждой породы: твердость, прочность,
твердых пород
обрабатываемость режущим инструментом. Сталь (качество). Резец
столярного инструмента: угол заточки. Требования к материалу для
ручки инструмента. Приемы насадки ручек стамесок, долот,
молотков.
Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка и
выпиливание заготовок с учетом направления волокон древесины.
Угловое
концевое
соединение на ус
со вставным
плоским шипом
сквозным УК-2
Круглые
лесоматериалы
Практическое
повторение
Вводное занятие
Угловые
ящичные
соединения УЯ-1
и УЯ-2
Свойства
древесины
Выполнение
Обработка и отделка изделий. Насадка ручек.
Изделие. Рамка для портрета.
Теоретические сведения. Применение бруска с профильной
поверхностью. Инструменты для строгания профильной поверхности.
Механическая обработка профильной поверхности.
Устройство и назначение зензубеля, фальцгобеля. Приемы разметки
соединения деталей с профильными поверхностями. Правила
безопасной работы зензубелем и фальцгобелем.
Умение. Работа зензубелем, фальцгобелем. Выполнение соединения
УК-2.
Упражнение. Изготовление соединения УК-2 из материалоот-ходов.
Практические работы. Разборка и сборка фальцгобеля, зензубеля.
Разметка и строгание фальца фальцгобелем. Подчистка фальца
зензубелем.
Теоретические сведения. Бревна, кряжи, чураки. Хранение круглых
лесоматериалов. Стойкость пород древесины к поражению
насекомыми, грибами, гнилями, а также к растрескиванию. Защита
древесины от гниения с помощью химикатов. Вредное воздействие
средств для пропитки древесины на организм человека. Способы
распиловки бревен.
Виды работы. Изготовление соединения УК-2 из материало-отходов.
Изготовление табурета, рамки для портрета.
IV четверть
План работы на четверть. Правила безопасности при сверлении.
Изделия. Ящик для стола, картотеки, аптечка.
Теоретические сведения. Угловые ящичное соединение. Виды:
соединение на шип прямой открытый УЯ-1, соединение на шип
«ласточкин хвост» открытый УЯ-2, конструкция, сходство и различие
видов, применение. Шпунтубель: устройство, применение, наладка.
Малка и транспортир, устройство, применение.
Умение. Работа шпунтубелем. Выполнение углового ящичного
соединения.
Упражнения. Измерение углов транспортиром. Установка на малке
заданного угла по транспортиру.
Изготовление углового ящичного соединения из материалоотходов.
Практические работы. Строгание и торцевание заготовок по
заданным размерам. Разметка шипов и проушин рейсмусом и
угольником. Установка малки по транспортиру. Разметка по малке
или шаблону. Запиливание и долбление проушин, выполнение шипов.
Вырубка паза по толщине фанеры шпунтубелем.
Сборка «насухо» и склеивание ящичных соединений.
Теоретические сведения. Древесина: внешний вид, запах,
микроструктура, влажность, усушка и разбухание, плотность,
электро-и теплопроводность.
Основные механические свойства (прочность на сжатие с торца и
пласти, растяжение, изгиб и сдвиг), технологические свойства
(твердость, способность удерживать металлические крепления,
износостойкость, сопротивление раскалыванию).
Лабораторные работы. Определение влажности древесины весовым
методом. Изучение основных механических и технологических
свойств древесины.
Обработка криволинейной кромки
криволинейного
отверстия и
выемки.
Практическое
повторение
Контрольная
работа
Изделие. Ручка для ножовки.
Теоретические сведения. Выпуклая и вогнутая поверхности.
Сопряжения поверхностей разной формы. Гнездо, паз, проушина,
сквозное и несквозное отверстия.
Сверло: виды пробочное бесцентровое, спиральное с центром и
подрезателями, цилиндрическоеспиральное с конической заточкой,
устройство. Зенкеры простой и комбинированный. Заточка
спирального сверла. Обозначение радиусных кривых на чертеже.
Соотношение радиуса и диаметра.
Умение. Выполнение гнезда, паза, проушины, сквозного и
несквозного отверстий.
Практические работы. Подбор материала для изделия. Разметка
деталей криволинейной формы с помощью циркуля и по шаблону.
Разметка центров отверстий для высверливания по контуру.
Высверливание по контуру. Обработка гнезд стамеской и
напильником.
Виды работы. Аптечка. Ручка для ножовки.
По выбору учителя 3 или 4 изделия
8 класс
Разделы
Вводное занятие
Заделка пороков
и дефектов
древесины
Пиломатериалы
Содержание
I четверть
Повторение пройденного материала за 7 класс. План работы на
четверть. Правила безопасности.
Объекты работы. Заготовки для предстоящих работ и
материалоотходов.
Теоретические сведения. Дефекты и пороки древесины. Группы
пороков древесины. Дефекты обработки и хранения.
Шпатлевка, назначение, виды (сухая, жидкая), характеристика по
основному составу пленкообразующего вещества (масляная, клеевая,
лаковая и др.). Станок одношпиндельный сверлильный: назначение,
конструкция,
устройство
механизмов.
Ознакомление
с
многошпиндельным сверлильным и сверлильно-пазовальным
станками. Устройство для крепления сверла. Правила безопасной
работы при сверлении. Уборка и смазка сверлильного станка.
Организация рабочего места для сверления. Подготовка сверлильного
станка к работе. Сверление сквозных и глухих отверстий.
Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд с предварительным
сверлением.
Умение. Заделка пороков и дефектов древесины.
Упражнения. Определение пороков и дефектов древесины. Усвоение
приемов заделки на материалоотходах.
Практические работы. Выявление дефектов, требующих заделки.
Определение формы дефекта.
Выполнение разметки под заделку. Высверливание, долбление
отверстия. Изготовление заделки. Вставка заделки на клею.
Застрагивание заделки.
Теоретические сведения. Пиломатериалы: виды (брусья, доски,
бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки), назначение и
Изготовление
столярномебелыного
изделия
характеристика основных видов, получение, хранение и обмер,
стоимость.
Умение. Распознавание видов пиломатериалов.
Упражнение. Определение вида пиломатериала на рисунке и по
образцу.
Изделия. Скамейка. Табурет. Выставочная витрина.
Теоретические сведения. Мебель: виды (стул, кресло, стол, шкаф,
тумба, комод, сервант, диван, диван-кровать, кушетка, тахта),
назначение и комплектование для разных помещений. Ознакомление
с производственным изготовлением мебели. Содержание сборочного
чертежа: спецификация и обозначение составных частей изделия
(сборочных единиц).
Умение. Распознавание вида работ.
Упражнения. Определение вида мебели на рисунке и по
натуральному образцу.
Практические работы. Чтение технической документации.
Изготовление рамок, коробок, подвижных и неподвижных элементов
мебели. Подготовка изделия к отделке, отделка изделия.
Виды работы. Изготовление табурета, аптечки.
Практическое
повторение
Самостоятельная По выбору учителя.
работа
Вводное занятие
Изготовление
разметочного
инструмента
Токарные
работы
II четверть
План работы на четверть. Правила поведения в мастерской,
повторение правил безопасности.
Изделия. Угольник столярный. Ярунок. Рейсмус.
Теоретические сведения. Разметочный инструмент: материал,
качество изготовления, точность. Ярунок: назначение, применение.
Умение. Приготовление разметочного инструмента.
Упражнения. Проверка состояния и пригодности к работе
имеющихся в мастерской линеек и угольников.
Практические работы. Подбор материала для изделия. Подготовка
рубанка для строгания древесины твердой породы. Изготовление
инструмента. Проверка изготовленного угольника контрольным
угольником и на доске с отфугованной кромкой. Установка малки по
транспортиру. Проверка ярунка.
Изделия. Ручки для напильников, стамесок, долот. Ножки для
табурета, журнального столика. Солонка. Коробочка для мелочи.
Теоретические сведения. Токарный станок: управление, уход,
неисправности и меры по предупреждению поломки. Правила
безопасной работы.
Скоба
и
штангенциркуль.
Устройство
штангенциркуля.
Использование нулевого деления нониуса (отсчет до целых
миллиметров).
Практические работы. Разметка скобой. Снятие конуса резцом.
Выполнение шипов у ножек. Сверление с использованием задней
бабки.
Проверка
размеров
изделия-кронциркулем
и
штангенциркулем.
Виды работы. Изготовление скамейки, ярунка, солонки.
Практическое
повторение
Самостоятельная По выбору учителя.
работа
III четверть
План работы на четверть. Правила безопасности при изготовлении
строгального инструмента.
Изделие. Шерхебель.
Изготовление
Теоретические сведения. Инструмент для ручного строгания
строгального
плоскости: технические требования. Материал для изготовления.
инструмента
Расположение годичных колец на торцах колодки. Экономические и
эстетические требования к инструментам.
Умение. Изготовление строгального инструмента.
Практические работы. Подбор заготовки для колодки строгального
инструмента. Фугование заготовки для колодки.Разметка и обработка
колодки. Подгонка «постели» по ножу. Обработка и подгонка клина.
Проверка выполненного изделия.
Представление о Объект работы. Деревообрабатывающий инструмент.
процессе резания Теоретические сведения. Резец: элементы, основные грани и углы
при прямолинейном движении. Виды резания в зависимости от
древесины
направления движения резца относительно волокон древесины
(продольное, поперечное, торцевое). Движения резания и подачи.
Влияние на процесс резания изменения основных углов резца.
Лабораторная работа. Определение формы (элементов геометрии)
резцов разных дереворежущих инструментов.
Изделия. Несложная мебель в масштабе 1 : 5.
Изготовление
Теоретические сведения. Технология изготовления сборочных
столярноединиц (рамки, коробки, щиты, опоры). Способы соединения в
мебельного
сборочных зажимах и приспособлениях. Зависимость времени
изделия
выдержки собранного узла от вида клея, температурных условий,
конструкции узла и условий последующей обработки. Брак при
сборке изделия: предупреждение, исправление. Металлическая
фурнитура
для
соединения
сборочных
единиц.
Учет
производительности труда. Бригадный метод работы.
Умение. Изготовление простейшей мебели.
Практические работы. Подбор материала для изделия. Организация
рабочего места. Изготовление деталей и сборочных единиц. Сборка и
отделка изделия. Организация пооперационной работы. Проверка
изделий. Учет и коллективное обсуждение производительности труда.
Виды работы. Изготовление столярного угольника, выставочной
Практическое
витрины.
повторение
Самостоятельная По выбору учителя
работа
IV четверть
Вводное занятие План работы на четверть. Подготовка рабочего места.
Объекты работы. Стул. Стол. Шкаф.
Ремонт
Теоретические сведения. Износ мебели: причины, виды. Ремонт:
столярного
технические требования к качеству, виды (восстановление шиповых
изделия
соединений, покрытий лицевой поверхности, использование вставок,
замена деталей), правила безопасности при выполнении.
Умение. Ремонт простейшей мебели.
Практические работы. Выявление повреждений на мебели.
Подготовка к переклейке соединения. Переклейка соединения.
Усиление узлов и соединений болтами, металлическими уголками.
Восстановление облицовки. Изготовление и замена поврежденных
деталей.
Вводное занятие
Теоретические сведения. Значение техники безопасности (гарантия
Безопасность
труда во время от несчастных случаев и травм). Причины травмы: неисправность
столярных работ инструмента или станка, неправильное складирование или переноска
рабочего материала, ошибки при заточке или наладке инструмента,
неосторожное обращение с электричеством. Меры предохранения от
травм. Возможность быстрого возгорания древесных материалов,
материалоотходов, красок, лаков и других легковоспламеняющихся
жидкостей. Предупреждение пожара. Действия при пожаре.
Теоретические сведения. Гвоздь: виды (строительный, тарный,
Крепежные
изделия
и обойный, штукатурный, толевый, отделочный), использование.
Шуруп: виды, назначение. Стандартная длина гвоздя и шурупа. Болт,
мебельная
винт, стяжка, задвижка, защелка, магнитный держатель,
фурнитура
полкодержатель, петля: виды, назначение.
Умение. Распознавание видов крепежных изделий и мебельной
фурнитуры.
Упражнения. Определение названий крепежных изделий и
мебельной фурнитуры по образцам. Определение длины гвоздя на
глаз.
Практическое повторение. Виды работы. Изготовление крепежных
изделий.
По выбору учителя изготовление 3 или 4 изделий.
Контрольная
работа.
9 класс
Содержание
I четверть
Вводное занятие Повторение пройденного в 8 классе. План работы на четверть.
Художественная Изделия. Шкатулка. Коробка для шашек, шахмат.
Теоретические сведения. Эстетические требования к изделию.
отделка
Материал для маркетри. Цвет, текстура разных древесных пород.
столярного
Окрашивание ножевой фанеры. Перевод рисунка на фанеру.
изделия
Инструменты для художественной отделки изделия: косяк, циркульрезак, рейсмус-резак. Правила пожарной безопасности, в столярной
мастерской. Причины возникновения пожара. Меры предупреждения
пожара. Правила пользования электронагревательными приборами.
Правила поведения при пожаре. Использование первичных средств
для пожаротушения.
Практические работы. Организация рабочего места. Выполнение
столярных операций по изготовлению изделия-основы. Разметка
штапиков и геометрического рисунка. Нарезание прямых полос.
Нарезание штапиков. Нарезание геометрических фигур. Набор на
бумагу геометрического орнамента. Наклеивание набора на изделие.
Изготовление журнального столика с художественной отделкой
Практическое
поверхности.
повторение
Самостоятельная Выполнение заказов базового предприятия.
работа
II четверть
Вводное занятие План работы на четверть. Повторение правил техники безопасности в
мастерской. Общие сведения о мебельном производстве.
Изделия. Игрушечная мебель в масштабе 1:2 (1:5) от натуральной для
Мебельное
школьной игровой комнаты.
производство.
Разделы
Теоретические сведения. Виды мебели: по назначению (бытовая,
офисная, комбинированная), по способу соединения частей
(секционная, сборно-разборная, складная, корпусная, брусковая).
Эстетические и технико-экономические требования к мебели.
Элементы деталей столярного изделия: брусок, обкладка, штапик,
филенка, фаска, смягчение, закругление, галтель, калевка, фальц
(четверть), платик, свес, гребень, паз.
Практические работы. Изучение чертежей изготовления деталей и
сборки изделия. Выполнение заготовительных операций. Разметка и
обработка деталей. Сборка узлов «насухо». Подгонка деталей и
комплектующих изделий, сборка на клею. Проверка выполненных
работ.
Теоретические сведения. Порядок приема и увольнения с работы.
Трудовое
законодательство Особенности приема и увольнения с работы на малых предприятиях
региона. Трудовой договор. Права и обязанности рабочих на
производстве. Перевод на другую работу, отстранение от работы.
Виды оплаты труда. Охрана труда. Порядок разрешения трудовых
споров.
Трудовая
и
производственная
дисциплина.
Продолжительность рабочего времени. Перерывы для отдыха и
питания. Выходные и праздничные дни. Труд молодежи. Действия
молодого рабочего при ущемлении его прав и интересов на
производственном предприятии.
Практическое повторение Выполнение изделий по заказу школы.
По выбору учителя.
Самостоятельная работа По выбору учителя. Выполнение изделий
по заказу школы.
Теоретические сведения. Содержание плотничных работ на
Строительное
строительстве. Теска древесины: организация рабочего места,
производство
правила безопасности. Подготовка инструментов и приспособлений к
Плотничные
работе: проверка правильности насадки топорища, заточка и правка
работы
топора на точиле и бруске. Укладка на подкладки, крепление скобами
и клиньями бревен. Разметка торцов бревен и отбивка линий обтески
шнуром. Теска бревен на канты. Отеска кромок досок. Выборка
четвертей и пазов. Соединение бревна и бруска с помощью врубок:
разметка врубок по шаблонам, сращивание, наращивание и
соединение бревна и бруска под углом. Сплачивание доски и бруска
(делянки) в щит. Правила безопасности при изготовлении
строительных конструкций. Проверка качества выполненной работы.
Дисковая электропила и электрорубанок, устройство, работа, правила
безопасности.
Теоретические сведения. Хвойные и лиственные лесоматериалы:
Круглые
использование, обмер и хранение. Виды пиломатериала: брусья,
лесоматериалы,
пиломатериалы, доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки. Виды досок в
заготовки
и зависимости от способа распиловки бревна. Заготовка: назначение,
виды
по
обработке
(пиленая,
клееная,
калиброванная).
изделия
Фрезерованные деревянные детали для строительства: плинтусы,
наличники, поручни, обшивки, раскладки. Материалы и изделия для
настилки пола (доски, бруски, линолеум, ковролин, плитка, плинтус):
свойства и применение. Паркет штучный, паркетные доски и щиты:
назначение, технические условия применения.
Упражнение. Определение названий пиломатериалов, заготовок и
изделий по образцам.
Изготовление
моделей мебели
Изготовление
строительных
инструментов,
приспособлений,
инвентаря для
плотничных
работ
Изделия. Терки. Гладилка. Соколы. Растворный ящик. Малка для
штукатурных работ. Ручки для штукатурных инструментов.
Теоретические сведения. Характеристика изготовляемых изделий,
назначение, технические требования к качеству выполнения. Понятия
черновая и чистовая заготовки.
Практические работы. Подбор материала. Раскрой материала в
расчете на несколько изделий. Рациональная последовательность
выполнения заготовительных, обрабатывающих и отделочных
операций. Проверка готовых деталей и изделий.
Изготовление терки, гладилки и т. п.
Практическое
повторение
Самостоятельная Выполнение изделий по заказу школы. По выбору учителя.
работа
III четверть
Вводное занятие План работы на четверть. Техника безопасности.
Изделия. Мебель для школы.
Мебельное
Теоретические сведения. Назначение облицовки столярного изделия.
производство
Шпон: виды (строганый, лущеный). Свойства видов, производство.
Изготовление
Технология облицовки поверхности шпоном. Применяемые клеи.
несложной
Виды наборов шпона («в елку», «в конверт», «в шашку»).
мебели с
Облицовочные пленочный и листовой материалы: виды, свойства.
облицовкой
Облицовка пленками.
поверхности
Практические работы. Изготовление мебели. Подготовка шпона и
клеевого раствора. Наклеивание шпона запрессовкой и с помощью
притирочного молотка. Снятие свесов и гуммированной ленты.
Выполнение облицовки пленкой.
Теоретические сведения. Фурнитура для подвижного соединения
Мебельная
сборочных единиц (петли, направляющие). Виды петель. Фурнитура
фурнитура и
для неподвижного соединения сборочных единиц (стяжки,
крепежные
крепежные изделия, замки, задвижки, защелки, кронштейны,
изделия
держатели, остановы). Фурнитура для открывания дверей и
выдвигания ящиков.
Виды работы. Выполнение изделий по заказу школы. По выбору
Практическое
учителя.
повторение
Самостоятельная работа. Изготовление деталей мебели с учетом
качества и производительности труда.
Изделия. Элементы оконного блока.
Строительное
Теоретические сведения. Оконный блок: элементы (бруски оконных
производство.
коробок, створок, обвязки переплетов, форточек, фрамуг, отливы,
Изготовление
нащельники), технические требования к деталям, изготовление в
оконного блока
производственных условиях.
Практические работы. Подготовка рабочего места к изготовлению
крупногабаритных деталей и изделий. Сборка элементов оконных
блоков «насухо». Проверка сборки. Сборка изделий на клею.
Объект работы. Изделие с дефектом.
Столярные и
Теоретические сведения. Дефект столярно-строительного изделия:
плотничные
виды, приемы выявления и устранения. Правила безопасности при
ремонтные
выявлении и устранении дефектов. Ремонт столярных соединений:
работы
замена деталей с отщепами, сколами, трещинами, покоробленностью;
заделка трещин. Ремонт оконной рамы, двери, столярной
перегородки, встроенной мебели: исправление ослабленных
Изоляционные и
смазочные
материалы
Практическое
повторение
соединений, установка дополнительных креплений, ремонт и замена
деталей.
Практические работы. Осмотр изделия, подлежащего ремонту.
Выявление дефектов. Составление дефектной ведомости. Подготовка
изделия к ремонту. Устранение дефекта. Проверка качества работы.
Теоретические сведения. Виды теплоизоляционного материала: вата
минеральная и теплоизоляционные плиты из нее, пакля, войлок.
Плиты из пенопласта, мягкие древесноволокнистые плиты,
применение. Гидроизоляционная пленка, виды, применение.
Смазочный материал: назначение, виды, свойства. Масло для
консервирования металлических изделий: виды, антисептирующие и
огнезащитные материалы.
Практические работы. Смазка инструментов и оборудования.
Виды работы. По выбору учителя. Выполнение изделий по заказу
школы.
Самостоятельная Выполнение изделий по заказу школы. По выбору учителя.
работа
IV четверть
Вводное занятие План работы на четверть. Техника безопасности.
Теоретические сведения. Механизация и автоматизация на
Мебельное
деревообрабатывающем предприятии. Изготовление мебели на
производство
крупных и мелких фабриках. Сравнение механизированного и
Сведения о
ручного труда по производительности и качеству работы.
механизации и
Механизация и автоматизация столярных работ. Универсальные
автоматизации
электроинструменты. Станки с программным управлением.
мебельного
Механизация облицовочных, сборочных и транспортных работ.
производства
Механическое оборудова иие для сборки столярных изделий.
Значение повышения производительности труда для снижения
себестоимости продукции.
Экскурсия. Мебельное производство.
Изделия. Мебельная стенка для кабинета. Стол секционный для
Изготовление
учителя.
секционной
Теоретические сведения. Секционная мебель: преимущества,
мебели
конструктивные элементы, основные узлы и детали (корпус, дверь,
ящик, полуящик, фурнитура). Установка и соединение стенок секции.
Двери распашные, раздвижные и откидные. Фурнитура для навески,
фиксации и запирания дверей.
Практические
работы.
Изготовление
секций.
Сборка
комбинированного шкафа из секций. Подгонка и установка дверей,
ящиков, полок. Установка фурнитуры. Разработка, перенос и монтаж
комбинированного шкафа. Проверка открывания дверей.
Выполнение изделий по заказу школы. По выбору учителя.
Практическое
повторение
Контрольная работа.
Изделия. Перегородка и пол в нежилых зданиях.
Строительное
Теоретические сведения. Устройство перегородки. Способы
производство
установки и крепления панельной деревянной каркасно-обшивной
Плотничные
перегородки к стене и перекрытию. Устройство дощатого пола.
работы
Технология настилки дощатого пола из досок и крепления гвоздями к
лагам. Виды сжима для сплачивания пола. Настилка пола.
Устранение провесов при настилке. Правила безопасности при
выполнении плотничных работ.
Практические работы. Монтаж перегородки, пола, лестничного
марша в строении из деревянных конструкций.
Теоретические сведения. Назначение кровельного и облицовочного
Кровельные и
материалов. Рубероид, толь, пергамин кровельный, стеклорубероид,
облицовочные
битумные мастики: свойства, применение. Лист асбоцементный:
материалы
виды (плоский, волнистый), свойства. Кровельный материал: виды
(сталь «кровельное железо», черепица, металлочерепица), область
применения. Картон облицовочный, лист гипсокартонный,
применение.
Упражнение. Определение кровельного и облицовочного материалов
по образцам.
Теоретические сведения. Линолеум: применение при строительстве
Настилка
зданий, виды для покрытия пола, характерные особенности видов.
линолеума.
Мастики для наклеивания. Виды оснований и линолеума к настилке.
Инструменты для резки линолеума. Правила резки линолеума с
учетом припуска по длине. Виды и приемы наклеивания линолеума
на основание. Прирезка его стыков и приклеивание кромок. Способы
соединения линолеума на войлочной подоснове в дверных проемах.
Виды дефектов в линолеумных полах. Их предупреждение и
устранение. Организация рабочего места и правила безопасной
работы при настилке линолеума.
Технические сведения. Изготовление фанеры, ее виды (клеевая,
Фанера и
древесные плиты облицованная строганным шпоном, декоративная), размеры и
применение. Свойства фанеры, ее отношение к влаге. Сорта и пороки
фанеры. Древесностружечные и древесноволокнистые плиты. Их
виды, изготовление, применение, размеры и дефекты, особенности в
обработки.
Лабораторно-практическая работа. Определение названий,
пороков и дефектов по образцам разных видов фанеры и древесных
плит.
Выполнение изделий по заказу школы – экзаменационные.
Практическое
Подготовка к экзамену.
повторение
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
5 класс
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
1.
2.
3.
Вводные занятия.
Пиление столярной ножовкой.
Игрушки из древесного материала
8
24
26
4.
Сверление отверстий на станке.
10
5.
6.
7.
8.
9.
Игрушки из древесины и других материалов.
Выжигание.
Пиление лучковой пилой.
Строгание рубанком
Соединение деталей при помощи шурупов.
24
4
8
10
38
Изготовление кухонной утвари.
Соединение рейки с бруском врезкой
Самостоятельные работы.
Контрольная работа
Итого
6 класс
10.
11.
12.
13
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Разделы, темы
№ п/п
Разделы, темы
24
16
10
2
204
Количество часов
8
4
18
22
8
18
8
6
20
22
2
Вводное занятие.
Строгание. Разметка рейсмусом.
Изготовление изделия из деталей круглого сечения.
Геометрическая резьба по дереву.
Практическое повторение.
Самостоятельная работа.
Угловое концевое соединение брусков в полдерева.
Сверление.
Криволинейное пиление. Обработка криволинейных кромок.
Долбление сквозного и несквозного гнезд.
Свойства основных пород древесины.
Угловое серединое соединение на шип одинарный сквозной УС12
24
3.
Угловое концевое соединение ни шип открытый сквозной
13
24
одинарный УК-1.
14
Заточка стамески и долото.
2
15
Склеивание.
2
16
Контрольная работа.
16
Итого
204
7 класс
Количество часов
1
Вводные занятия.
4
2
3
4
Фугование
Хранение и сушка древесины
Геометрическая резьба по дереву
18
4
22
5
Угловое концевое соединение на шип с полупотемкомУК-4
12
6
7
8
4
18
18
10
Непрозрачная отделка столярного изделия
Токарные работы
Обработка деталей из древесины твердых пород
Угловое концевое соединение на ус со сквозным вставным
плоским шипом УК-2
Круглые лесоматериалы
11
12
Контурная резьба по дереву
Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2
10
18
9
12
2
13
14
15
16
17
Свойства древесины
Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка
криволинейной кромки.
Практические повторения
Самостоятельные работы
Контрольные работы
2
Итого
238
10
66
10
8
8 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Разделы, темы
Вводные занятия.
Заделка пороков и дефектов древесины
Пиломатериалы
Изготовление столярно-мебельного изделия
Практическое повторение
Самостоятельные работы
Изготовление разметочного инструмента
Токарные работы
Изготовление строгального инструмента
Представление о резании древесины
Изготовление столярно- мебельного инструмента
Ремонт столярного изделия
Безопасность труда во время столярных работ
Крепежные изделия и мебельная фурнитура
Контрольная работа
Итого
Кол-во часов
4
18
4
36
36
8
32
12
24
4
42
40
2
2
8
272
9 класс
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
1
Вводные занятия.
4
2
Художественная отделка столярного изделия.
42
3
Правила пожарной безопасности.
6
4
Практические повторения.
68
5
Самостоятельные работы.
24
6
Трудовое законодательство.
4
7
Строительное производство.
62
8
Мебельное производство.
60
9
Контрольная работа.
2
Итого
272
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1. Учебно-методические комплекты (УМК) (учебники, дидактический материал и
пр.)
2. Методические пособия и книги для учителя
3. Предметные журналы
4. Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения
5. Альбомы демонстрационного и раздаточного материала
6. Видеофильмы (труд людей, технологические процессы, народные промыслы)
7. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы,
соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету
8. Слайды, презентации по основным темам курса
9. Магнитная доска
10. Компьютер
11. Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с
программой обучения
12. Ученические столы 2 местные с комплектом стульев
13. Стол учительский с тумбой
14. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного
оборудования и пр.
15. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
№
1
2
3
4
5
6
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Наименование
Доска аудиторная
Станок заточный
Станок сверлильный
Станок токарный
Станок токарный по
дереву
Фреза
Наименование
Шлифовальная машинка
Лобзик электрический
Электродрель
Аккумуляторная дрель
Электрорубанок
Машина фрезерная ручная
Электрофрезер
Шлифовальная машина
ЛШМ
Топор
Молоток- гвоздодер
Рубанок-мини
Оборудование
Количество
1
1
1
1
1
1
Инструменты
Количество
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
Стамеска
Ножовка
Отвертка
Лобзик ученический
тиски
Стусло поворотное
Набор отверток
Уровень
Штанген-циркуль
Стамески
напильник
Угольник столярный
Плоскогубцы
Молоток
Рубанок
Ножовка по дереву
Ножовка по металлу
струбцина
Ножницы
Рулетка
долото
Набор сверл перовых
Набор сверл спиральных
Очки защитные
Щетка-сметка
Линейка измерительная
Прибор для выжигания
5
5
5
3
2
1
1
1
1
5
5
7
2
5
5
4
3
2
2
1
6
2
2
2
7
10
1